Краснодарский край на сегодняшний день - в числе лидеров среди российских регионов по реализации национального проекта "Производительность труда". И здесь большая заслуга именно краевых властей в умении донести бизнесу, что внедрять бережливые технологии экономически выгодно.
О том, как удалось достичь таких показателей, а также о развитии экономики региона в 2023 году в интервью "Интерфаксу" рассказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев.
- Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, сколько предприятий края сегодня участвуют в национальном проекте? Какой экономический эффект достигнут почти за пять лет его реализации?
- Краснодарский край стал одним из первых российских регионов, вступивших в национальный проект "Производительность труда". На сегодняшний день в проект вовлечено более 280 предприятий края, которые формируют суммарно 700 млрд рублей выручки в год. Это - крупные производства, имеющие ресурсы для повышения производительности. В следующем году планируем существенно увеличить количество участников.
Экономический эффект от его реализации за неполные пять лет - 48 млрд рублей. То есть, на один вложенный рубль федерального бюджета мы заработали для экономики Краснодарского края 92 рубля чистой прибыли.
В целом под критерии нацпроекта попадает более тысячи предприятий края. В результате их привлечения в национальный проект, общий экономический эффект может достичь уже 217 млрд рублей в год.
Здесь стоит отметить, что помимо экономики мы видим очень важный аспект - с помощью национального проекта решаем проблему дефицита специалистов на рынке труда. За эти неполные пять лет мы восполнили кадровый дефицит в 23 тысячи человек.
- Как проект реализуется на практике?
- Всего проект рассчитан на три года. В течение первых шести месяцев специалисты нашего института развития - Регионального центра компетенций (РЦК) непосредственно на производстве обучают рабочую группу предприятия. Это сотрудники, занятые в самых разных направлениях: финансисты, производственники, сотрудники логистических служб предприятия. По итогам проводимой адресной работы показывается результат роста производительности.
В последующем на предприятии формируется план мероприятий уже на 2,5 года, согласно которому не менее 80% производственных процессов, должны быть охвачены бережливыми технологиями.
- Какие отрасли экономики демонстрируют наибольшую вовлеченность в нацпроект? Приведите, пожалуйста, успешные примеры реализованных проектов на крупных предприятиях региона.
- Вступить в национальный проект могут региональные предприятия пяти базовых отраслей экономики: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля с выручкой не менее 400 млн рублей в год.
Наибольшую вовлеченность в нацпроект, конечно, демонстрируют отрасли с высокой конкуренцией. Все просто: чем выше конкуренция в отрасли, тем больше желания у владельцев этого бизнеса развиваться, повышать производительность и сокращать собственные затраты.
Конкуренция - двигатель инноваций. Национальный проект "Производительность труда" - тоже своего рода инновация, целая производственная культура.
Самая высокая конкуренция сейчас - в обрабатывающей промышленности. Производители конкурируют со всей страной, со странами СНГ, Китаем и даже Европой, несмотря на все санкции. Из 280 предприятий, участвующих в нацпроекте, 45% приходятся обрабатывающий сектор.
На втором месте по количеству участников - предприятия агропромышленного комплекса и торговли, за ними идут транспортная логистика и строительство.
Участниками нацпроекта являются крупнейшие региональные компании. Это, в том числе, и порты - ПАО "Новороссийский морской торговый порт", АО "Туапсинский морской торговый порт", на подходе - морской порт "Темрюк". На этих предприятиях высокий уровень технологического развития, автоматизации, передовые цифровые решения. Но даже там есть ресурсы для повышения производительности.
Все аэропорты региона также вступили в национальный проект. В силу ограничений мы сейчас реализуем проект только в Сочи. Но есть договоренность о том, что как только снимаются ограничения на полеты, станет возможным работа на процессах, связанных с обслуживанием аэропортов Геленджика, Анапы, Краснодара.
Совсем недавно мы подводили итог полугодовой работы в компании "Газпром трансгаз Краснодар". Это первое структурное подразделение ПАО "Газпром", которое стало участником национального проекта. Пилотным потоком был выбран пункт контроля выпуска техники для проведения аварийно-восстановительных работ. Благодаря внедрению инструментов бережливого производства удалось сократить запасы на 22%, время протекания процесса - в 1,5 раза, а выработка на участке выросла вдвое.
Не менее важным результатом является и позитивное отношение самих сотрудников и руководства компании к культуре непрерывных изменений, улучшений. В настоящее время бережливые технологии освоили 45% сотрудников "Газпром трансгаз Краснодара", в планах - увеличить этот показатель до 80% в ближайшие 2,5 года. Так появляется целая производственная культура.
- Планируется ли в перспективе расширять список отраслей-участников нацпроекта?
- На федеральном уровне активно обсуждается включение в национальный проект санаторно-курортной отрасли и ЖКХ.
Но для Краснодарского края туризм - не новая веха. Мы еще в 2021 году приняли решение о необходимости внедрения универсальных бережливых технологий в гостиничном секторе. Был принят региональный проект, выбраны пилотные организации. Первым участником стал отель "Бархатные сезоны". На пилотном потоке взяли работу зоны ресепшена, отрабатывалась технология сокращения очередей, которые скапливаются при заселении гостей. Эффект получился впечатляющим.
Чуть позже в региональный проект вступил курорт "Красная Поляна". Там внедряли технологии бережливого производства в работе горничных. В результате достигнут хороший экономический эффект, и если распространить эти навыки на легальный сектор туризма, суммарно можно получать дополнительно порядка 2 млрд рублей чистой прибыли в год.
В настоящее время в туристической сфере сформировано и отработано более пяти различных потоков.
В сентябре появился новый участник регионального проекта - курорт "Роза Хутор".
Инструменты бережливого производства на базе регионального проекта мы активно внедряли и в сфере ЖКХ, в организациях водоснабжения и водоотведения. Но здесь был приоритет именно социальный. На примере "Росводоканал Краснодар" и МУП г. Сочи "Водоканал" нам было важно на производственном потоке научить сотрудников ремонтных бригад устранять аварии максимально быстро. В результате мы сумели сократить время протекания процесса на треть, то есть, авария устранялась не за девять, а за шесть часов. А если оценить экономический эффект, то для "Водоканала Краснодара" он составил 100 млн рублей в год.
Со следующего года мы планируем задействовать в проекте еще десять организаций жилищно-коммунальной сферы и постепенно наращивать их количество.
- Внедряются ли бережливые технологии на социальных объектах?
- Конечно. Краснодарский край в последние годы ставит исторические рекорды по количеству вводимых социальных объектов. В настоящее время в стадии строительства находятся более 190 соцобъектов. Даже сама строительная отрасль региона изначально не была готова к таким темпам. Соответственно наша задача состояла в том, чтобы научить строителей максимально быстро возводить объекты, поскольку чем дольше идет стройка, тем дороже региональному бюджету обходится объект.
Сейчас в Краснодарском крае с применением бережливых технологий возводятся и детские сады, и школы.
- В рамках нацпроекта в регионе открываются Корпоративные центры опережающей подготовки. Сколько их уже открыто в крае? Чем они помогают бизнесу?
- Корпоративный центр опережающей подготовки (КЦОП) - это площадка, которая позволяет конкретному производству внутри предприятия создать систему подготовки и повышения квалификации своих сотрудников.
Как это работает? Приведу конкретный пример: научно-производственная компания ПАНХ разработала стандарты для специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов. Ранее предприятие отправляло на ремонт двигатели за границу. Но с помощью федерального проекта специалист прошел обучение в Ульяновском институте гражданской авиации, и, вернувшись, начал обучать других специалистов, но уже на месте, став, по сути, тем самым центром опережающей подготовки. Получается некий институт наставничества.
Экономический эффект для компании - не надо отправлять на ремонт технику за границу, существенная экономия затрат и на сервисном обслуживании.
Образовательные площадки для повышения квалификации сотрудников также работают на консервном предприятии "Русское поле-Албаши" и на базе "АС-ЭНЕРГО".
Создание центров проходит на конкурсной основе, побороться за право открыть КЦОП могут все предприятия, которые участвуют в национальном проекте " Производительность труда".
С этого года еще шесть участников нацпроекта создают Корпоративные центры опережающей подготовки на базе своих предприятий. КЦОПы появятся, в том числе, на базе Губского кирпичного завода, сельскохозяйственного предприятия "Родина", промпредприятия "Главстрой Усть-Лабинск".
В перспективе мы планируем закрепить единую методику обучения для всех производств, и в дальнейшем будем ее тиражировать через региональные институты развития.
Есть альтернатива КЦОПам в сфере образования - Центры опережающей профессиональной подготовки. Это среднесрочные программы подготовки рабочих специальностей.
И КЦОПы, и центры опережающей профподготовки решают главную задачу - сокращение качественного дефицита кадров на рынке труда.
- Министерство экономики края разработало предварительный прогноз социально-экономического развития региона на трехлетний период. Роста каких экономических показателей удастся достичь через три года? На какие отрасли делаете ставку?
- Основной показатель развития экономики - это объем валового регионального продукта. В текущем году мы для себя поставили задачу увеличить ВРП на 3% относительно прошлого года - до 3,9 трлн рублей. Совершенно точно могу сказать, что эта задача будет выполнена.
В отличие от большинства российских регионов у нас этот рост не восстановительный. В прошлом году были введены беспрецедентные санкции, СВО, мобилизация - много реальных шоков для экономики, в силу этого экономика России, в целом, показала отрицательную динамику. Чего нельзя сказать о Краснодарском крае. Экономика региона не только не упала, а показывает ежегодный рост. В 2021 году ВРП региона составлял 3,2 трлн рублей, по итогам текущего будет 3,9 трлн рублей, а к 2026 году мы планируем выйти на уровень в 4,9 трлн рублей.
Согласно прогнозу уровень безработицы в регионе сохранится на беспрецедентно низком уровне - 0,4% или еще ниже за счет внутрироссийской трудовой миграции и существенного роста производительности труда.
Основной прирост развития региональной экономики будут обеспечивать пять базовых отраслей, и локомотивом здесь будет именно обрабатывающая промышленность.
До периода санкций, обрабатывающая промышленность региона была ориентирована исключительно на внутренний рынок и ежегодно демонстрировала либо отрицательную динамику, либо нулевую. С санкциями рынок освободился, и для текстильной промышленности, производителей кожаных изделий, бытовой химии, фармотрасли открылось масштабное окно возможностей. Задача краевой власти заключалась в том, чтобы помочь им максимально закрыть свободные ниши кубанской продукцией. Был разработан план поддержки экономики, бизнес получал беспрецедентный объем субсидий, льготное финансирование.
Сейчас эти отрасли уже показывают двузначные темпы роста, и мы понимаем, что они останутся драйверами. У этих отраслей есть потенциал, закуплено современное оборудование, продукция отличается конкурентной ценой и самое главное - конкурентным качеством. Рисков, связанных с отменой санкций, возвращением импортных товаров на полки, мы уже не видим. Наши производители - малый и средний бизнес вполне могут обеспечить весь спрос.
Также мы делаем ставку на пищевую перерабатывающую промышленность, в том числе, на глубокую переработку. У нас - двухкратное недоинвестирование отрасли глубокой переработки, хотя отрасль демонстрирует высокую рентабельность, которая порой достигает 70%.
Но здесь без поддержки государства не обойтись. Поэтому сегодня делается колоссальная ставка на поддержку таких предприятий. В крае запущена программа "Пищевик", которая предоставляет льготное финансирование предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.
Более того эта отрасль обязательно должна быть экспортно-ориентированной. Если подобная продукция не выдерживает международной конкуренции - все будет оседать на внутренних полках. И в результате появится какой-то бренд, который будет постепенно эту продукцию вытеснять.
Если посмотреть, в целом, на инвестиционный портфель, то в силу специфики региона, сфера туризма также будет являться драйвером развития.
- Экономика региона в этом году, несмотря на давление и санкции, развивается опережающими темпами. Каковы основные достижения в цифрах в январе-августе?
- За январь-август 2023 года ВРП составил 103%, что соответствует нашему прогнозу на текущий год. Весь год мы держимся на этой динамике, это хороший тренд. Нам удалось уйти от сезонности в экономическом росте. Благодаря ставке на экономику предложения, бюджету развития, на который закладывается по 150 млрд рублей в год, произошло сглаживание роста. Стабильное сглаживание роста формирует самое главное - доверие инвестора.
Что касается безработицы, то в силу структурного дефицита на рынке труда, она исторически минимальна - 0,4%.
В этом году регион демонстрирует высокие приросты темпа заработной платы - 108,6%. Уровень средней заработной платы в крае уже достиг 53,3 тысячи рублей. Наиболее высокая заработная плата в строительном секторе, IT-сфере, на предприятиях военно-промышленного комплекса.
- На Кубани реализуется много инфраструктурных проектов. Один из важнейших, который находятся в стадии обсуждения, - развитие внутригородских железнодорожных пассажиропоревозок в границах Краснодарской агломерации. Насколько реальным видится этот проект краевым властям? Когда, по Вашей оценке, он будет реализован?
- Правительством еще в 2021 году были утверждены 42 социально-экономические инициативы стратегического характера. Одна из этих инициатив называется " Мобильный город", куда вошли около 10 российский городов, в том числе, Краснодар, с развитой внутригородской железнодорожной инфраструктурой. Суть проекта заключается в том, чтобы использовать эту ж/д инфраструктуру для регулярного общественного транспорта.
На первом этапе в Краснодаре предусматривается организация кольцевого движения по маршруту Краснодар I - разъезд Витаминный - Пашковская - Краснодар I. Проектом предусмотрено строительство 1,3 км ж/д путей и остановочных пунктов. Для реализации первого этапа потребуется около 4 млрд рублей финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Отмечу, что это предварительна оценка, так как еще не разработана проектно-сметная документация. Также планируется покупка подвижного состава, это будут - электропоезда "Ласточка" или "Иволга".
Могу с уверенностью сказать, что проект планируется к запуску, финансирование определено. Вопрос скорее в технике - как изъять земли под такой масштабный проект и как обеспечить безубыточность проекта, поскольку средства ФНБ не могут быть инвестированы в убыточные проекты.
Первый шаг уже сделан. Вторым шагом станет подписание соответствующего соглашения о реализации проекта между администрацией Краснодарского края, властями города и ОАО "Российские железные дороги", которое будет выступать в качестве инвестора.
Мы рассчитываем, что принципиальное решение по первому этапу будет принято уже в 2024 году, а к концу 2026 года проект будет реализован.
Вторым этапом предусмотрена организация тактового движения поездов в Динской район, и третье направление - Тимашевский и Усть-Лабинский районы, это те центры притяжения, которые в перспективе будут формировать новые пояса агломерации, а соответственно, развиваться и привлекать инвестиции.