Ростов-на-Дону. 29 августа. ИНТЕРФАКС - Уход с российского рынка западных брендов и ограничение кинопроката стимулируют торговые центры и кинотеатры юга России искать новые пути развития бизнеса. Представители торговых центров, опрошенные "Интерфаксом", отмечают снижение трафика посетителей с весны текущего года, однако не исключают его восстановления.
Киноиндустрия переживает очень непростое время: по словам представителей рынка, сегодня кинотеатрам как никогда нужна поддержка государства.
НЕ СТРАШНЫ ОГОНЬ И ПЛАМЯ
Большинство арендных контрактов торговых центров с формально ушедшими из России брендами не закрыты и по сей день, сообщил "Интерфаксу" генеральный директор АО "Инпром Эстейт" Игорь Коновалов.
"Доля иностранных брендов в наших торговых центрах разнится от объекта к объекту, но в среднем составляет порядка 30%. Не могу сказать, что убытки из-за их ухода существенные, поскольку большинство брендов продолжают платить аренду, и расчет осуществляется по товарообороту прошлого года", - отметил Коновалов.
По словам руководителя по маркетингу ТРЦ "Акварель" (Волгоград) Елены Жигульской, бренды, приостановившие активность или заявившие об уходе из страны, составляли порядка 10% от общего количества арендаторов в торговом центре. За счет широкого предложения и продуманного состава арендаторов, а также при помощи маркетинговых инструментов поток клиентов перераспределился среди брендов, которые продолжают свою работу.
"Мы наблюдали падение трафика с конца апреля по июнь, которое было связано с естественным процессом после периода ажиотажного спроса в марте и начале апреля. После чего началась стабилизация потока посетителей", - отметила она.
Жигульская добавила, что сейчас, когда наступил традиционный период подготовки к началу учебного года, трафик возвращается к своему обычному уровню.
Гендиректор "Инпром Эстейт" отметил, что весной 2022 года трафик посетителей ТЦ упал на 20% по отношению к весенним месяцам прошлого года, однако ныне ситуация улучшается.
"Там, где ранее приостановившие свою деятельность бренды открылись вновь, трафик устремляется вверх", - пояснил Коновалов.
По словам директора "Ворошиловского торгового центра" (Волгоград) Надежды Васильевой, найти замену тем брендам, которые ушли с российского рынка, довольно сложно.
"ГК Inditex (бренды Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear - ИФ) невозможно заменить, мало какие компании работают так, как они. Интересные предложения есть как от турецких, так и от российских брендов. Мы сейчас рассматриваем все варианты", - сказала Васильева, добавив, что надежда на возврат зарубежных брендов сохраняется.
Коновалов, напротив, отмечает, что уход иностранных брендов - карт-бланш для российской легкой промышленности. По его словам, проблем с оперативным замещением того или иного бренда нет.
"У "Инпром Эстейта" в Ульяновске есть производственно-складской комплекс "Хозяин", в котором арендуют площади производители одежды. Сейчас они работают в две смены. Зарубежные бренды остановили свою работу в РФ, поэтому российская легкая промышленность загружается заказами, и у предприятий есть отличный шанс занять освободившиеся ниши", - сказал Коновалов.
ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Несмотря на улучшающуюся ситуацию, представители рынка отмечают, что господдержка все же необходима.
Так, по словам руководителя по маркетингу ТРЦ "Акварель", их центр всегда открыт для взаимодействия с органами власти. "Мы, безусловно, высоко оценим любое проявление помощи и поддержки с их стороны", - сказала Жигульская.
Гендиректор "Инпром Эстейт" отмечает, что господдержка необходима отрасли, в том числе, потому, что торговый центр - это конгломерат арендаторов из разных сегментов. Многие из них особенно нуждаются в помощи.
"Например, сейчас кинотеатры - якорные арендаторы ТЦ - несут убытки, испытывают серьезнейшие сложности, в результате которых страдает экономика торгового центра в целом. Во время пандемии власти активно обсуждали различные инициативы и виды поддержки объектов потребительского рынка. И в ряде субъектов РФ они были реализованы. Надеемся, что в текущей ситуации на уровне регионов или Минпромторга РФ эффективные меры поддержки бизнеса будут приняты", - сказал Коновалов.
ОДНАЖДЫ В КИНОТЕАТРАХ
Директор ООО "Кинотеатр им. Т.Г. Шевченко" (Симферополь) Руслан Алиев отмечает, что после ухода крупнейших голливудских компаний трафик в кинозалах сократился на 80%.
"Они формировали основной поток, зрители шли именно на голливудские блокбастеры", - сказал он.
Как сообщила директор кинотеатра "Галерея Синема" Мадина Гедгагова (Кабардино-Балкария), зрительский поток сократился на 85%.
"Безусловно, зритель реагирует на ситуацию. Конечно же, в такой ситуации мы терпим большие убытки", - сказала она.
По словам генерального директора киноцентра "Большой" Алексея Черноокова (Ростов-на-Дону), уход зарубежных киностудий серьезно повлиял на работу кинотеатров по всей стране, потому что именно крупные релизы этих студий и обеспечивали большую часть выручки кинотеатров.
"Ситуация очень сложная. Мы фиксируем падение посещаемости и сборов с марта 2022 года - первого месяца в условиях работы без релизов крупных зарубежных студий. За период с марта по июль этого года сборы и количество зрителей (стали - ИФ) примерно в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года", - отметил Чернооков.
По его словам, выручка продолжает падать, несмотря на богатый и разнообразный репертуар. Каждую неделю в прокат выходят новые картины - это и российские проекты, и зарубежные фильмы (которые не относятся к ушедшим студиям), и киноклассика, и повторный выпуск релизов. Но репертуар без крупнейших зарубежных проектов, а также программы альтернативного контента (показы спектаклей, например) и специальные показы фильмов не могут перекрыть потери, которые возникли из-за ухода крупнейших студий.
По словам Черноокова, сложившаяся ситуация, безусловно, вынуждает кинотеатры прибегнуть к оптимизации. "Мы уже сократили режим работы по будням, а также отказались от аренды части кинозалов", - сказал он.
По словам директора кинотеатра им. Шевченко, прокат отечественных фильмов не помогает компенсировать убытки. "Мы показываем их. И зарубежные картины есть, но не блокбастеры. Но нет, потери они не компенсируют", - отметил Алиев.
С ним согласна и директор кинотеатра "Галерея Синема" Гедгагова. По ее словам, восполнять потери приходится за счет собственных средств.
Гендиректор киноцентра "Большой" отметил, что сопоставимые сборы могут показать только крупные российские проекты.
"В последние годы самые кассовые российские релизы, как правило, выходят либо к Новому году, либо к другим праздничным датам - 8 марта, 23 февраля и так далее. Однако для того, чтобы сборы российского кино компенсировали потери, нужно, чтобы в прокат подобные проекты выходили регулярно", - сказал Чернооков.
По его словам, сейчас кинопроизводителям выделили средства на создание новых фильмов, но до выхода в прокат этих картин еще довольно далеко, на их производство требуется время.
Гендиректор "Инпром Эстейт" Коновалов отметил, что из-за убытков кинотеатр "Алмаз Синема" в мегамолле "Армада" (Оренбург) объявил об уходе. Однако "Инпром Эстейт" приняла решение купить этот объект.
"Теперь будем проводить реновацию в кинокомплексе. Решение сделать это обусловлено важностью кинотеатра для "Армады". Надеемся, что вскоре на государственном уровне будет найдено решение по прокату зарубежного контента в кинотеатрах России. Рассчитываем, что в ближайшей перспективе появятся добротные отечественные кинопродукты в достаточном для удовлетворения запросов рынка объеме", - сказал Коновалов.
По словам директора кинотеатра "Галерея Синема" Гедгаговой, если текущая ситуация затянется, то они также будут думать о закрытии.
По поводу "Кинотеатра им.Шевченко" в сети уже появилось объявление о продаже. Директор кинотеатра Алиев предпочел не комментировать это.
Гендиректор киноцентра "Большой" Чернооков отметил, что решить проблемы кинотеатров поможет господдержка.
"Это могут быть, в частности, отсрочки по уплате налогов и выплате кредитов, отмена ряда налогов, выделение субсидий на ФОТ, арендные платежи, коммунальные расходы, оплату проката российских фильмов по методике 2020 года. Правительство выделяло в конце 2020 года 4,2 млрд рублей на поддержку индустрии, которые распределили между производителями национальных фильмов, прокатчиками и кинотеатрами", - сказал он.
Кроме того, по его словам, мерой поддержки кинотеатров могло бы стать расширение программы "Пушкинская карта".
Гедгагова также отмечает, что кинотеатрам необходима господдержка.
"Если во время закрытия кинотеатров из-за ковидных ограничений мы могли получить компенсацию на заработную плату работникам, то сейчас нет никаких компенсаций. В нынешней ситуации аналогичные выплаты были бы очень кстати", - сказала она.
Более того, недавно Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) обратилась к правительству с предложением освободить кинозалы от ответственности за демонстрацию фильмов без согласия студий-мейджоров, однако ответ пока не получен. По словам Гедгаговой, такое решение могло бы помочь кинотеатрам. Однако она добавила, что в этой ситуации нужно смотреть и на другой аспект вопроса, который также потребует решения.
"Дело в том, что сложности возникают с рекламной компанией. Без предварительной рекламы мы не можем привести зрителя в кинозал, нам нужна реклама. Но СМИ отказываются рекламировать демонстрацию фильмов без прокатного удостоверения, считая это незаконным и опасаясь последствий для себя", - сказала она.
Директор кинотеатра им.Шевченко со своей стороны также не исключает тот вариант, что освобождение кинозалов от ответственности за демонстрацию фильмов без согласия студий-мейджоров может помочь кинотеатрам. Однако, по его словам, сейчас зритель может сесть дома у телевизора и посмотреть все эти фильмы.
"Они все доступны в пиратском исполнении. И основная масса зрителей смотрит это все дома", - подытожил Алиев.