Сибирь / Точка зрения 1 апреля 2021 г. 14:15

Весной на Байкал

Interfax-Russia.ru — Круизы за уходящим льдом вновь запустят весной на Байкале. Также туристам предложат полюбоваться цветущим багульником и тажеранскими подснежниками.

Весной на Байкал
© РИА Новости. Максим Блинов

Сезонные развлечения

Турфирмы в Иркутской области разрабатывают новые турпродукты для поездок на Байкал весной.

"Сейчас самое актуальное — развивать весенний туристический сезон на Байкале. Такие попытки давно были, и среди них есть успешные. Например, круизы по озеру за уходящим льдом. Есть и новые интересные предложения: такие, как наблюдение за цветением Тажеранской степи на побережье Байкала", — сообщила журналистам 1 апреля руководитель регионального агентства по туризму Екатерина Сливина в иркутском пресс-центре "Интерфакса".

В свою очередь член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов, также присутствовавший на пресс-конференции в Иркутске, назвал три популярных у туристов развлечения — наблюдение за ледоходом на Байкале, цветущим багульником и тажеранскими подснежниками. На их основе, по мнению специалиста, можно разрабатывать турпродукты, которые будут пользоваться успехом как у россиян, так и — в перспективе — у иностранных туристов (когда откроют границы после пандемии).

"Для нас в этом году весенний сезон будет опытным, так как благодаря программе кэшбэков Ростуризма люди к нам поедут. Что с ними делать, какие "фишки" появятся у туроператоров — вопрос пока открытый. Для нас это новый опыт", — отметил Копылов.

Он подчеркнул, что обычно апрель-май на Байкале — мертвый сезон, когда туристов практически нет.

Превзошел все ожидания

Как рассказала Сливина, зимний сезон 2021 году на Байкале выдался очень удачным: озеро посетили порядка 250 тыс. граждан России (в прошлом в этот же период здесь побывали 220 тыс. человек). Прежде всего, по ее словам, туристов интересовал прозрачный байкальский лед, который можно застать здесь только два месяца в году — в феврале и марте.

"Этой зимой спрос был большой, по моему мнению, он даже превзошел наши возможности по размещению и оказанию дополнительных услуг. Пик сезона пришелся на период с 23 февраля по 8 марта. В это время свободных мест не было ни на одной туристической базе — ни в поселке Листвянка, ни в Большом Голоустном, ни на Малом море, ни на острове Ольхон", — сказала руководитель регионального агентства по туризму.

Она также отметила, что, несмотря на все ограничения в регионе удалось провести фестиваль "Зимниада", с которого 17 лет назад и началась популяризация зимнего отдыха на Байкале.

В свою очередь член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов сообщил, что, исходя из предварительных итогов зимнего сезона, его турпоток практически сравнялся с летним.

"Зима у нас сравнялась с летом, теперь нужно заполнить паузы между сезонами", — сказал он.

По его словам, благодаря программе кэшбека, в этом году в Иркутской области практически не останавливался туристический поток — даже в те месяцы, которые всегда считались на Байкале "низким сезоном". Туристы отдыхали и в ноябре, и в декабре, и в январе. И сейчас уже достаточно брони на апрель.

"Потихоньку мы превращаемся в круглогодичное направление. Надо лишь подтянуть инфраструктуру — она не была рассчитана на такой зимний поток. И это касается не только мест размещения, но и дополнительных услуг. Хивусы (суда на воздушной подушке, на которых безопасно передвигаться по льду Байкала — ИФ) работали буквально на износ, и к концу марта начались поломки. Начались сбои в обслуживании. В свою очередь дефицит вызвал рост цен", — сказал Копылов.

Так, по его словам, прошедший зимний сезон наглядно показал необходимость в дополнительных услугах — стандартного набора развлечений туристам на Байкале уже недостаточно. При этом важно учитывать их экологичность и этичность.

"Одной из самых востребованных услуг этой зимой была организация пикника в ледяном гроте. Но здесь под вопросом экологичность мероприятия — не все убирают за собой", — отметил Копылов.

Также беспокойство в связи с некоторыми развлечениями, ставшими популярными у туристов на Байкале, выразила и Сливина.

"Вызывает вопрос этичность так называемого "поцелуя Байкала" (алкоголь наливают в лунку, выдолбленную прямо во льду озера — ИФ). В агентство поступали жалобы жителей на этот придуманный гидами ритуал. Высказывались разные претензии — от пропаганды алкоголизма, до оскорбления священного места", — сказала она.

При этом прогнозировать количество туристов на Байкале летом эксперты пока не спешат. По их мнению, турпоток будет зависеть от того, снимут ли ограничения ведущие курортные страны.

"Мы стоим на развилке. С одной стороны, мы имеем вал бронирований на летний сезон на Байкале, с другой — такой же вал бронирований на курорты Турции, Кипра, других южных стран. И мы понимаем, что люди выжидают, откроют ли выезд, и на каких условиях — свободно или с карантинами и тестами. И в соответствии с тем, как выезд будет открыт, люди решают, где они проведут свои отпуска — на курорте за границей, или на Байкале", — пояснил Копылов.

При этом он подчеркнул, что совсем без туристов Байкал не останется, ведь если откроют границы, в Иркутскую область поедут иностранные путешественники.

"Туристы всегда будут, но вот станет ли летний сезон настолько же успешным, каким оказался зимний в этом году — вопрос пока открытый", — добавил он.

Ранее Ростуризм, Иркутская область и Республика Бурятия договорились вместе развивать туризм на Байкале. Соответствующий протокол был подписан в феврале этого года в Улан-Удэ.

"Уникальный Байкал необходимо развивать как единое туристическое пространство на базе общей концепции пространственного развития с фокусом на устойчивый туризм как одну из ключевых отраслей экономики Байкала", — сказала на встрече с руководством указанных регионов глава Ростуризма Зарина Догузова.

Она отметила, что для этого потребуется развивать межрегиональные маршруты, их инфраструктуру, а также логистику с учетом нагрузки на экосистемы.

"Мы впервые официально закрепили партнерские отношения в сфере туризма на Байкале с нашими ближайшими соседями — Иркутской областью. Мы продолжим развивать отрасль более комплексно при поддержке Ростуризма: в общем ключе продвигать бренд "Байкал", совершенствовать законодательство в области туризма, разработаем общий подход к созданию туристской инфраструктуры, будем обмениваться опытом и так далее", — заявил со своей стороны глава Бурятии Алексей Цыденов.

В свою очередь первый замгубернатора Иркутской области Константин Зайцев сообщил, что проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года предусматривает увеличение турпотока в регион до 3,3 млн человек, создание более 29 тыс. рабочих мест в отрасли и увеличение доли туризма в ВРП до 1,5%.

Обозреватель Наталья Пономарева