Сибирь / Точка зрения 15 декабря 2021 г. 15:48

Собственник в деле

Interfax-Russia.ru — Собственник шахты "Листвяжная" и ряд топ-менеджеров "СДС-Уголь" задержаны по делу о гибели горняков.

Собственник в деле
© РИА Новости. Евгений Одиноков

Следователи в Кемеровской области задержали и предъявили обвинение по делу о гибели рабочих шахты "Листвяжная" четверым руководителям холдинга "СДС-Уголь".

"Следователями центрального аппарата задержаны еще четверо лиц. Среди них: основной собственник шахты, председатель совета директоров АО ХК "СДС-Уголь" Михаил Федяев; генеральный директор указанного юридического лица Геннадий Алексеев; технический директор общества Антон Якутов; главный инженер ООО "Шахта "Листвяжная" Анатолий Лобанов", — сообщила 15 декабря журналистам официальный представитель следственного комитета (СК) Светлана Петренко.

Она отметила, что в зависимости от роли каждого им предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшие тяжкие последствия).

"В отношении всех задержанных следствие намерено ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу", — сказала Петренко.

В свою очередь в пресс-службе АО "Холдинговая компания "СДС" (https://hcsds.ru/) сообщили, что, несмотря на задержание топ-менеджмента, организация работает в штатном режиме.

"В настоящее время компания и все предприятия холдинга работают в штатном режиме. Исполняет обязанности президента АО ХК "СДС" первый вице-президент компании Сергей Колмогоров", — отметили в компании.

Накануне глава СК РФ Александр Бастрыкин посетил шахту "Листвяжная", где в ноябре в результате взрыва метано-воздушной смеси погиб 51 шахтер, провел совещание со следственной группой и встретился с пострадавшими и родственниками погибших в результате трагедии.

Как сообщалось, после аварии на кузбасской шахте "Листвяжная" Следственный комитет РФ возбудил два уголовных дела: по ч.3 ст.217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ч.3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц). По первому из них обвиняемыми изначально проходили директор шахты Сергей Махраков, его первый заместитель Андрей Молостов и начальник участка Сергей Герасименок. В рамках второго уголовного дела обвинение предъявлено главным госинспекторам Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергею Винокурову и Вячеславу Семыкину.

Махраков, Молостов и Герасименок были арестованы до 25 января 2022 года, Семыкин и Винокуров - до 26 января 2022 года. Позднее их адвокаты обжаловали решение суда об избрании меры пресечения в виде ареста, однако Кемеровский областной суд оставил решение Центрального районного суда города Кемерово без изменений.

Как сообщалось, ЧП на шахте "Листвяжная" (находится в Беловском городском округе Кемеровской области) произошло утром 25 ноября. Причиной аварии стал взрыв метано-воздушной смеси. В результате трагедии погиб 51 человек, в том числе 5 горноспасателей. Пострадало еще более 80.

 

С точки зрения закона

 

По словам адвоката, руководителя МКА "Князев и партнеры" Андрея Князева, в настоящее время за нарушение требований промышленной безопасности в России предусмотрена только уголовная ответственность (причем только в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти людей или крупного ущерба). Поэтому из-за отсутствия административной ответственности руководство предприятий часто халатно относится к правилам и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда.

"Авария на шахте "Листвяжная", как считают эксперты, является типовой, и ее причина — нарушение техники безопасности, прежде всего, нарушение производства проведения работ и собственно безалаберность со стороны руководства", — добавил Князев.

Как считает старший юрист фирмы BGP Litigation Дмитрий Мещеряков, в процессе расследования фигурантам дела могут предъявить обвинения по новым статьям.

"Учитывая, что изначально, согласно информации из СМИ, уголовное дело было возбуждено по статье 293 УК РФ (халатность), а в настоящее время помимо халатности обвинения предъявлены уже по ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее смерть двух и более лиц) и ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшие тяжкие последствия), можно сделать вывод, что у следствия было достаточно времени, чтобы определиться с кругом обвиняемых и с объемом обвинения. По нашему мнению, число статей в обвинение может измениться, но скорее всего, только в большую сторону", — сказал юрист Interfax-Russia.ru.

По его словам, ранее при похожих авариях на шахтах следователи часто привлекали к ответственности так называемых "стрелочников", которых в конце концов освобождали от наказания по амнистии.

"В данном случае, хочется верить, что расследование идет так, как оно должно идти согласно закону — полно, всесторонне и объективно. И на первом месте у следствия стоит  цель не привлечь как можно больше человек к уголовной ответственности, а объективно разобраться и при наличии доказательств уже предъявлять обвинения причастным лицам", — отметил Мещеряков.

Говоря о первых фигурантах уголовного дела, юрист отметил, что они так и не признали вину.

"С точки зрения защиты непризнание вины оставляет шансы для возможности доказать свою невиновность или снизить объем предъявленного обвинения. Однако необходимо проанализировать те доказательства, которые имеет на руках сторона обвинения, чтобы делать выводы о возможности избежать ответственности или получить менее тяжкое наказание", — пояснил правозащитник.

С мнением своего коллеги согласен и Андрей Князев.

"Признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств. Поэтому признание или не признание вины — вопрос второстепенный, главное — совокупность доказательств по делу, с чем сейчас и работают наши правоохранительные органы", — сказал он.

В свою очередь адвокат, партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин считает, что у следствия имеются серьезные основания считать руководство шахты виновными в случившейся ситуации.

"Непризнание ими вины возможно сможет помочь иным лицам избежать необоснованного привлечения к уголовной ответственности, но только с учетом грамотно выстроенной правовой позиции защиты по делу", — добавил он.

Обозреватель Наталья Пономарева