Interfax-Russia.ru – Сибирские путешественники, планировавшие пересечь Тихий океан на надувном тримаране, потерпели крушение по пути к острову Пасхи. Чтобы продолжить экспедицию, им пришлось искать новое судно.
Сибиряки Евгений Ковалевский и Станислав Березкин 1 июля 2021 года отправились на парусном надувном тримаране "Russian Ocean Way" по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803-1806), Юрия Лисянского (1803-1806), Отто Коцебу (1815-1818, 1823-1826), Василия Головнина (1817-1819), Федора Литке (1826-1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819-1921). За два года путешественники планировали пройти на своем судне около 60 тыс. км, посетить более 40 различных государств и территорий и встретиться с местными жителями. Эта экспедиция под эгидой Томского отделения Русского географического общества (РГО) получила название "По пути русских кругосветных мореплавателей". Проект посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды.
28 февраля 2023 года парусный надувной тримаран "Russian Ocean Way" вышел из залива Консепсьон и направился на северо-запад на остров Пасхи через Тихий океан. На борту находились руководитель экспедиции Евгений Ковалевский, капитан тримарана Станислав Березкин, а также матрос Егор Музилеев и его собака породы чихуахуа Пасока. В этот морской переход отважным путешественникам предстояло преодолеть 2 тыс. миль открытых водных пространств.
"Почти сразу Тихий океан показал свой совсем не тихий нрав, все время дул встречный ветер, жесткие ударные волны. Океан необычайно суров. Две недели шли против встречного ветра, буквально прорывались через циклоны. За две недели прошли 1,2 тыс. морских миль. Жесткие мощные волны до 4-5 м, встречный ветер от 25 до 45 узлов постепенно разбивали стальную конструкцию", — рассказал Ковалевский.
16 марта произошло ЧП: у катамарана разорвало рулевое устройство, судно потеряло управление, при этом погодные условия в районе плавания все ухудшались. Экипаж подал сигнал SOS, в итоге участников экспедиции спас сухогруз под панамским флагом Sounion.
Тримаран (без людей) привязали к спасительному судну, но ночью из-за сильных волн его оторвало от балкера, и он затонул со всем оборудованием и имуществом.
"Случившееся было шоком для нас. Реконструированный в Буэнос-Айресе тримаран прошел к этому моменту 4000 миль не самого простого моря. Восточное побережье Южной Америки, пролив Ле-Мер, пролив Бигль, Магелланов пролив — эти места очень сложны для навигации, здесь очень сильный ветер и жесткая волна. И, если не считать потерянный в Рио-Гранде удлинитель румпеля (совершенно несущественную деталь), поломок не было совсем. До этого момента", — поделился своими впечатлениями от случившегося Березкин.
Вскоре сухогруз доставил экипаж в порт Пуэрто Аренас (Чили). Оттуда Егор Музилеев вместе с собакой отправились домой — в провинцию Сальвадор в Бразилии, а Ковалевский и Березкин вылетели в Сантьяго, откуда уже перебрались на остров Пасхи, где, как оказалось, есть судно аналогичного типа, на котором они могут продолжить свое путешествие. Оно принадлежит путешественнику Дмитрию Трубицину, на нем он восемь лет назад переплыл на остров Пасхи из Америки.
"Но за это время он за ним (катамараном — ИФ) так и не вернулся. Мы связались с Дмитрием, и он согласился нам его передать безвозмездно. (…) Мы провели ревизию катамарана. Он цел, но надо усилить конструкцию", — сообщил журналистам руководитель экспедиции Евгений Ковалевский в ходе телемоста, который прошел в начале апреля.
Путешественник отметил, что за 8 лет простоя у катамарана сохранились надувные баллоны, уцелела рама, но устройство руления необходимо усилить, так как аналогичное, установленное на затонувшем тримаране, не выдержало неспокойных вод Тихого океана.
"Станислав (Березкин — ИФ) привез (из Сантьяго — ИФ) 170 кг оборудования, и сейчас мы готовим катамаран. У нас впереди Французская Полинезия, Таити, острова Кука, Фиджи, Самоа, Новая Каледония, Австралия, выходим в Индийский океан, идем через Мадагаскар до Африки. Дальше — Атлантика и домой. Два года позади, еще год впереди", — добавил Ковалевский.
Новое судно получило название "Russian Ocean Way — Tion".
"Продолжить путь экспедиции от острова Пасхи через Тихий океан до Индонезии предполагается в апреле 2023 года. Также будет продолжено выполнение всех заявленных экспедиционных программ: образовательных "Уроков из океана", исследований окружающей среды, народной дипломатии", — уточнили в пресс-службе Томского отделения РГО.
Вместе с тем, как сообщается в телеграм-канале экспедиции, свое путешествие команда продолжит в обновленном составе. Так, к капитану судна Станиславу Березкину и руководителю экспедиции Евгению Ковалевскому присоединятся россиянин Андрей Черепанов и чилиец, дайвер и подводный фотограф Калеб Хара Гарате.
"Андрей (Черепанов — ИФ) планировал участвовать в кругосветке еще до ее старта. Поэтому решение присоединиться к экипажу на данном этапе было взвешенным и осознанным. (...) Каждое погружение Калеб Хара наслаждался Тихим океаном. Именно эта страсть привела его к плаванию по Карибскому морю и Полинезии, и именно эта страсть мотивировала чилийца стать частью "Russian Ocean Way", — сообщает телеграм-канал экспедиции.
Черепанов работает горным инженером в городе Верхняя Пышма Свердловской области, с 2013 года занимается парусным туризмом. Также он является участником глобальной парусной экспедиции "Сибирь-Антарктика-Сибирь" в 2019-2020 годах.
Гарате родился в городе Арике на севере Чили, где работал спасателем и подводным фотографом. В 2013 году, закончив изучение кинезиологии в университете, он приехал на остров Рапа-Нуи, где стал инструктором по фридайвингу.