Interfax-Russia.ru — Международная научная экспедиция по изучению снежного барса стартовала на Южно-Чуйском хребте в Республике Алтай. Зимой учет редкого хищника проведут сразу в четырех регионах страны.
Международная экспедиция по изучению снежного барса стартовала 19 сентября на Южно-Чуйском хребте в Республике Алтай. В течение восьми дней специалисты национального парка "Сайлюгемский", Саяно-Шушенского заповедника (Красноярский край), Дирекции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Алтая, региональной общественной экологической организации (РОЭО) "Азия-Ирбис" (Иркутская область и Республика Бурятия), заповедника "Убсунурская котловина" (Республика Тува) вместе с коллегами из Монголии и Киргизии обследуют места обитания ирбиса, соберут экскременты животных для молекулярно-генетического анализа, а также проверят установленные ранее автоматические камеры и при необходимости разместят на хребте новые фотоловушки. Результаты экспедиции объявят уже в октябре. К слову, в 2022 году на Южно-Чуйском хребте насчитали 13 снежных барсов.
"Международная экспедиция — эффективный инструмент обмена опытом и отработки навыков охраны и изучения снежного барса. Сотрудники Сайлюгемского нацпарка уже были в экспедициях в Монголии и Киргизии, и мы давно хотели пригласить зарубежных коллег на Алтай", — сообщил директор Сайлюгемского нацпарка Денис Маликов.
Он отметил, что в Кош-Агачском районе, где находится Сайлюгемский нацпарк, ареал обитания ирбиса довольно обширен, и ученые еще не успели исследовать все его уголки.
"Опыт коллег из других стран и регионов России повысит эффективность охраны ирбиса на Алтае, а алтайские наработки помогут коллегам. Коллеги взглянут свежим взглядом на нашу работу, мы вместе опробуем в полях лучшие практики коллег, другие подходы к охране ирбиса", — сказал он.
Также, по словам пресс-секретаря нацпарка "Сайлюгемский" Татьяны Иваницкой, в рамках экспедиции ученые встретятся с местными скотоводами и напомнят им о важности сохранения ирбиса в России. Как пояснила специалист, в последние годы на Алтае участились случаи нападения снежных барсов на домашний скот, что провоцирует негативное отношение местных жителей к этим хищникам.
"Сейчас на Южно-Чуйском хребте нет ни одной охраняемой территории – ни федерального значения (заповедника или нацпарка), ни регионального значения (природного парка и заказника). То есть на этой территории снежный барс сохраняется формально, но не находится под очень строгой охраной. При этом здесь есть пастбища скотоводов, и за последние несколько лет были зафиксированы нападения ирбиса на скот. Нападения эти не частые, единичные, но они появились. Это значит, что для снежного барса возрастает угроза со стороны скотоводов, для которых скот – это основа их жизни", — сообщила Иваницкая Interfax-Russia.ru.
Она пояснила: если снежный барс нападает на открытом пастбище, сохранить скот практически невозможно – овец не защитит ни электроограда, ни пастушьи собаки. Также, по ее словам, ирбис может залезать в кошару, куда обычно загоняют скот на ночь. Оказавшись в замкнутом пространстве с большим количеством потенциальной добычи, барс впадает в азарт и может за раз убить десятки животных. При этом если после такой охоты он не сможет выбраться из сарая наружу, то рискует стать жертвой разъяренного чабана, который придет за животными утром.
"Барс очень боязливый, это не агрессивное животное. Он не нападает на человека, как, например, тигр, он просто затаится и будет ждать своей участи. И часто его участь не завидна", — добавила собеседница Interfax-Russia.ru.
По ее словам, чтобы спасти снежного барса, необходимо объяснить скотоводам, что ирбис – хищник редкий и краснокнижный, а также компенсировать их ущерб в случае его нападения. Например, в Туве на базе заповедника "Убсунурская котловина" уже существует специальное компенсационное стадо, где содержится скот для чабанов, пострадавших от нападения пятнистой кошки.
"То есть если человек докажет, что на его скот напал именно ирбис, он получит животных из этого стада – ровно в том количестве, в котором их лишился", — сказала Иваницкая.
На Алтае же пока такой практики нет. Однако в 2023 году межрегиональная ассоциация "Ирбис" заплатила местному чабану за потерю 27 баранов.
"Это был первый случай, когда чабан на Алтае получил компенсацию за скот, погибший по вине ирбиса. Но здесь это пока не введено в систему, на официальном уровне такой практики на Алтае не существует. Это пока просто одна из идей. Поэтому в рамках экспедиции на Южно-Чуйский хребет будут также собраны первоначальные данные о том, происходят ли здесь нападения ирбиса на скот, если да, то как часто, что об этом думают чабаны, их мнение об идее "натуральной компенсации". На основе этой информации специалисты уже смогут разработать меры по охране снежного барса", — сказала пресс-секретарь нацпарка.
Ранее, с 7 по 12 сентября, как рассказала Interfax-Russia.ru Татьяна Иваницкая, ученые Сайлюгемского нацпарка и Дирекции особо охраняемых природных территорий Алтая пересчитали снежных барсов на плато Укок — одном из самых отдаленных и труднодоступных местообитаний вида в России.
В ходе экспедиции специалисты обнаружили три так называемых поскреба — кучки камней или почвы, которые ирбисы нагребают задними лапами. Также они проверили фотоловушки, установленные на плато ранее. Камеры зафиксировали минимум двух снежных барсов.
"На одной из фотоловушек — более 16 тыс. кадров. Точное количество ирбисов будет определено позже, но уже с уверенностью можно сказать – плато Укок остается местом обитания снежного барса. Ирбисы фиксируются в тех же урочищах, что и раньше. Кадры получены у того же камня, где много лет получены первые кадры ирбисов Укока: самки Южанки, а позже ее котят", — сообщил в свою очередь заместитель директора Сайлюгемского нацпарка Денис Гуляев.
По данным пресс-службы Сайлюгемского нацпарка, впервые автоматические камеры для наблюдения за ирбисом на плато Укок на Алтае установили в 2017 году. Тогда специалисты зафиксировали небольшое количество следов ирбиса, а также низкую численность копытных, которые являются кормовой базой снежного барса, и при этом встретили очень много туристических групп, беспокоящих диких животных. Биологи уже не надеялись на удачу, однако в 2018 году камеры зафиксировали на Укоке Южанку и двух ее котят. С тех пор на плато фиксировали до трех снежных барсов.
Во время последней (сентябрьской) экспедиции ученые установили на плато Укок еще 10 фотоловушек в новых местах вероятного появления снежного барса. Их будут проверять сотрудники Дирекция особо охраняемых природных территорий Алтая, в ведении которой и находится природный парк "Зона покоя Укок" (был создан в 2005 году).
Плато Укок — отдаленная уникальная территория в Республике Алтай на границе с Монголией. В 2005 году здесь создан природный парк "Зона покоя Укок", территория является частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Алтай — Золотые горы".
Вместе с тем, как рассказал Денис Маликов, зимой 2024 года пройдет очередной сплошной учет снежного барса. Работа будет вестись на территории сразу четырех регионов, где обитает пятнистая кошка – в Республиках Алтай, Тува, Бурятия, а также в Красноярском крае.
"Первый полномасштабный учет численности снежного барса впервые прошел в 2015 году в Республиках Алтай, Тува и Бурятия. За годы работы накоплен опыт, отработана методика, а на юге Красноярского края в Саяно-Шушенском заповеднике появилась группировка снежного барса. Поэтому разумно теперь проводит учет в четырех регионах сразу, мы запланировали работы на зиму следующего года", — рассказал также директор Сайлюгемского национального парка.
Снежный барс внесен в Красный список Международного союза охраны природы и имеет статус редкого или исчезающего вида во всех 12 странах, где обитает: России, Монголии, Китае, Казахстане, Афганистане, Индии, Кыргызстане, Непале, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане и Бутане.
В нашей стране последними островками обитания ирбиса остаются горные участки Южной Сибири. Среди основных угроз для снежного барса можно отметить браконьерство (в России сегодня практически отсутствует целенаправленная охота на ирбиса, однако снежный барс может случайно попасть в проволочные петли, расставленные на звериных тропах на другие виды животных — волка или кабаргу), конфликт с человеком (отстрел скотоводами в отместку за убитый скот), изменение климата, недостаток диких копытных (кормовой базы этих хищников), а также развитие инфраструктуры в местах обитания этих животных.
Для сохранения популяции снежного барса необходимо пресекать браконьерство и нелегальную торговлю дериватами (частями животных), устранить пробелы в законодательстве, позволяющие браконьерам уходить от ответственности и получать минимальные наказания, расширить границы существующих и создать новые заповедные территории в местах обитания вида, воспитать бережное отношение к зверю среди жителей регионов, где обитает снежный барс, поменять отношение чабанов к снежному барсу, как вредному хищнику, а также разработать единую методику учета численности и состояния группировок снежного барса в России и мире. Кроме того, по мнению экологов, важно защитить места обитания ирбиса от антропогенного воздействия.
Охота на снежного барса — это уголовное преступление (ст. 258.1 УК РФ, незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ). Браконьеру может грозить наказание в виде 4 лет лишения свободы и штраф в размере 1 млн рублей.