Interfax-Russia.ru — Разлившееся под Норильском топливо попало в озеро Пясино. Специалисты опасаются, что нефтепродукты из него могут попасть в Карское море.
Специалисты обнаружили нефтепродукты, разлившиеся после аварии на ТЭЦ-3 под Норильском, в озере Пясино. В водоем они попали по рекам Далдыкан и Амбарная.
"Топливо попало в Пясино. Это великолепное озеро около 70 километров длинной, естественно, там есть и рыба, и хорошая биосфера. Но вот как оно вынесет сейчас эту нагрузку, предсказать нельзя. Важно сейчас не допустить его выход в речку Пясина, которая дальше идет на север. Думаю, что это будет возможно", — сообщил журналистам губернатор Красноярского края Александр Усс.
Озеро Пясино — водоем ледникового происхождения, расположенный примерно в 20 км от Норильска. Площадь водной поверхности озера составляет 735 кв. метров. В нем собирается вода из других крупных озер, расположенных на территории плато Путорана (Путоранского государственного природного заповедника). Из озера Пясино вытекает единственная река — Пясина, она проходит по территории одного из кластеров Большого арктического заповедника и впадает в Карское море.
Между тем, как сообщил журналистам руководитель штаба, первый замглавы МЧС России Александр Чуприян, предельно допустимые концентрации (ПДК) нефтепродуктов в озере Пясино соответствуют нормам.
"Тот же Росприроднадзор осуществляет заборы (проб воды). Более того, служба "Норникеля" осуществляет заборы в самом озере этих проб. И если раньше было в районе 4 ПДК, то сейчас ПДК в норме. Другими данными не я обладаю", — сказал он.
В то же время глава штаба признался, что боновые заграждения, к сожалению, не позволяют полностью остановить распространение нефтепродуктов в водоемах.
"Боны — это вещь физическая, это материалы, которые задерживают. Они разные существуют. Наиболее эффективные — это морские боны, и они поставлены. Основную массу они, конечно, держат. Но говорить о том, что это абсолютно герметично, наивно. И, мне кажется, это даже школьнику ясно, что никаким путем это невозможно прекратить (распространение топлива — ИФ)", — сказал Чуприян.
Вместе с тем, он отметил, что специалисты сейчас делают все возможное, чтобы максимально замедлить распространение нефтепродуктов по воде.
"Установили 22 боновых заграждения, с 18 увеличили. Росгидромет нам дает прогноз, что в ближайшие трое суток (с 9 июня — ИФ) будут идти дожди. Безусловно, это нам помешает, но это не является поводом, чтобы мы сократили темпы работы", — сказал Чуприян.
По его словам, с помощью авиации к местам загрязнения сейчас доставляют людей, технику, а также емкости для сбора разлившегося топлива — это позволит увеличить эффективность работ по ликвидации ЧС.
"Если раньше мы их перебрасывали до двух часов, то сейчас — за 25 минут", — отметил Чуприян.
На месте ЧС сформирован резерв емкостей для сбора нефтепродуктов на 10 тыс. кубов. Помимо этого, в запасе у спасателей имеется 4 тонны сорбента.
Как в свою очередь уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе МЧС, к настоящему времени специалистам удалось собрать более 23 тыс. тон загрязненного нефтепродуктами грунта.
"Нарастающим итогом в промышленный отвал на территории ТЭЦ-3 в Норильске вывезено 23 тыс. 124 кубометров загрязненного грунта", — сказали в ведомстве.
Сейчас специалисты очищают сорбентом мелкие ручьи, озера и углубления.
"После определения плана на текущие сутки и мониторинга обстановки было принято решение о перегруппировке сил и средств для работы с сорбентом с целью зачистки мелких озер, углублений и ручьев", — уточнили в свою очередь в ГУ МЧС по Красноярскому краю.
По данным "Норникеля", специалисты собрали с поверхности реки Амбарной под Норильском 5,2 тыс. кубометров водотопливной смеси. Кроме того, в настоящее время проводятся работы по обезвреживанию топлива вдоль реки Далдыкан — по данным на 9 июня, уже нейтрализовано 32,6 тыс. кубометров жидкости.
Всего в ликвидации ЧС под Норильском задействовано более 670 человек и 264 единицы техники АО "НТЭК", Заполярного филиала "Норникеля", Северного филиала "Морспецслужбы", компаний "Газпром нефть" и "Транснефть-Сибирь".
В свою очередь заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов сомневается, что топливо дойдет до Карского моря.
"Справится ли река? Думаю, что справится. И озеро справится. Солярка, попавшая в водоемы, это растворимая фракция. Часть осядет на дно, это будет уже вторичное загрязнение. Но до Карского моря не дойдет, разбавится, будет самоочищение", — сказал эксперт.
Как сообщалось, 29 мая на территории ТЭЦ-3 АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (НТЭК, "дочка" "Норникеля") из-за разгерметизации топливного резервуара произошла утечка находившихся там нефтепродуктов. Хранилище содержало более 21 тыс. тонн дизельного топлива. В результате аварии горючее попало в ручей Безымянный и реки Далдыкан и Амбарная, которая впадает в озеро Пясино.
По факту инцидента в Норильске следственные органы возбудили уголовные дела по ст. 254 (порча земли), ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), ст. 250 УК РФ (загрязнение вод) и ст. 293 УК РФ (халатность).
Глава регионального отделения экологической партии "Зеленые" Сергей Шахматов заявлял, что причиной повреждения резервуара с дизтопливом могло стать движение грунта, которое произошло из-за глобального потепления.
В Гринпис России, в свою очередь, уверены, что данный природный фактор не является оправданием для "Норникеля", допустившего такую экологическую катастрофу. Организация сообщила, что еще в 2009 году совместно с учеными Государственного гидрологического института публиковала доклад, где говорилось о возможных рисках для нефтегазовой инфраструктуры в результате таяния мерзлоты.
"В соответствии с этим докладом прогнозируемое увеличение мощности сезонно-талого слоя в районе Норильска к 2030 году увеличится как минимум на 30 - 50% от уровня начала 2000-х годов. То есть все сваи и фундаменты, на которых находится инфраструктура и которые рассчитаны на определенную глубину, значительно потеряют в устойчивости", — сообщили в Гринпис.
Экологи уверены, что в компании НТЭК не могли не знать об этих рисках, а значит были обязаны проводить более тщательный мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение опасной инфраструктуры.
"Сейчас в зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы и даже ядерные реакторы. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномерзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7,4 тыс. аварий в год", — сообщили в Гринпис.
В связи с этим организация обратилась в правительство с требованием проверить аналогичные объекты по всей Арктике.
"Однако одна проверка не решит общей проблемы, связанной с рисками в связи с изменением климата. Нужно пересматривать всю арктическую политику, в том числе уходить от Северного завоза, когда каждый год на удаленные северные территории завозят несколько миллионов тонн дизельного топлива и угля. Это ископаемое топливо можно замещать возобновляемой энергетикой", — уверен руководитель климатического проекта российского Гринпис Василий Яблоков.