Interfax-Russia.ru — Ущерб рыбным ресурсам из-за утечки нефтепродуктов на ТЭЦ в Норильске оценили в более чем 3,6 млрд рублей. Всего же "НТЭК" должен заплатить за аварию почти 148 млрд рублей.
Росрыболовство оценило ущерб от майского разлива нефтепродуктов на ТЭЦ-3 в Норильске в более чем 3,6 млрд рублей. По данным агентства, в результате аварии потребители лишились почти 9 тыс. тонн рыбы.
"Краснокнижным видам рыб нанесен большой ущерб. Это сибирский осетр, муксун, нельма, сиг. Лабораторные анализы подтвердили наличие нефтепродуктов в рыбе — в настоящее время рыбу уже есть нельзя. В натуральном выражении ущерб составил 8 тыс. 907 тонн, в денежном выражении с учетом стоимости рыбы — 3 млрд 615 млн 241 тыс. рублей", — сообщил глава Енисейского территориального управления Росрыболовства Андрей Голонопулос на выездном заседании комитетов Совета федерации в Красноярске 14 октября.
Он отметил, что на восстановление утраченных рыбных запасов даже при создании предприятий по выращиванию молоди ценных пород рыб потребуется не менее 15 лет.
Также серьезный ущерб авария нанесла различным живым организмам, живущим в почве в районе экологического ЧП. Однако эти потери, как заявил директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск) Руслан Шарафутдинов, при оценке вреда, к сожалению, не учли.
"Повезло, что животные (в зоне разлива — ИФ) пострадали незначительно. В этой зоне шум, вертолеты, которые заставляли держаться животных далеко от зоны разлива. Тем не менее, те обитатели (живые существа – ИФ), которые в почве проживали на участке с высоким загрязнением, серьезно пострадали. Поэтому стоит обратиться к приказу N107 от 2008 года по оценке ущерба почвенным организмам, поскольку получается как-будто животные организмы, которые живут в почве, никому не нужны", — сказал Шарафутдинов на выездном заседании комитетов Совфеда РФ в Красноярске.
По его словам, превышение ПДК в зоне ЧП было не только по нефтепродуктам, но и по никелю, железу, марганцу.
Как в свою очередь уточнил на заседании заместитель руководителя Росгидромета Владимир Соколов, мониторинг проводился на 7 реках: Енисее, Амбарной, Норильской, Далдыкан, Талнах, Хараелах и Щучьей.
"Определение проводилось 35-ти загрязняющих веществ лабораторией, которая находится в городе Норильске. Проводился не только анализ качества воды и качества почв, но еще и проводился мониторинг атмосферного воздуха. Три поста. Сразу скажу, что в ближайшее время эти три поста будут модернизированы: они будут автоматическими и будут автоматически выдавать показатели по восьми загрязняющим веществам", — рассказал специалист.
Также, по его словам, в зоне разлива нефтепродуктов проводился спутниковый мониторинг.
"Делался анализ нашим аналитическим центром, который находится в Обнинске, о возможности распространения всех этих загрязняющих веществ, в том числе даже возможности попадания в Карское море", — добавил Соколов.
Кроме того, с 10 по 19 июня специалисты провели гидрологические исследования на реках Далдыкан, Амбарная, Норильская, впадающих в озеро Пясино, и на реке Пясино, вытекающей из этого водоема.
"Проведены измеренные расходы рек, которые позволили и позволяют получать информацию для оценки загрязнения и переноса (вредных веществ — ИФ) по этим рекам, поскольку не все реки подвержены ежедневным наблюдениям за их состоянием", — сказал он.
Вместе с тем, по словам Соколова, в период действия режима ЧС специалисты ежедневно брали пробы воды в реке Амбарная, а также с поверхности озера Пясино.
"Работали во взаимодействии с Росприроднадзором. Часть проб, которые отбирались в Норильске, привозились в Красноярск. Здесь проводился анализ этих проб", — добавил он.
Как сообщалось, 29 мая на территории ТЭЦ-3 АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (НТЭК, входит в группу "Норникеля") произошла крупная утечка нефтепродуктов. Причиной случившегося стала просадка бетонной площадки и последовавшее за этим разрушение резервуара, в котором хранилось более 21 тыс. тонн дизельного топлива.
В результате аварии горючее попало в грунт, а также в реки Далдыкан и Амбарная, которые впадают в озеро Пясино, а из него в реку Пясино, которая ведет к Карскому морю. Чтобы остановить распространение нефтепродуктов по воде сотрудники МЧС установили на реках боновые заграждения. Несколько дней спустя — 3 июня — власти объявили ЧС федерального уровня. По факту происшествия возбуждено и расследуется сразу несколько уголовных дел, в том числе по факту халатности мэра Норильска Рината Ахметчина.
Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде от этой аварии в 147,78 млрд рублей, в том числе 147,05 млрд рублей — вред, нанесенный водным объектам, еще 738,6 млн рублей — ущерб почвам.
Ведомство направило требование о добровольном возмещении ущерба "дочке" "Норникеля" — АО "НТЭК", однако в компании заявили, что не согласны с данной суммой. Как полагают в организации, Росприроднадзор неоправданно применил максимальный коэффициент для оценки длительности негативного воздействия загрязняющих веществ на водные объекты, подчеркивая, что "НТЭК" взялась за ликвидацию последствий аварии незамедлительно.
Кроме того, как считают в компании, ведомство некорректно определило и массу нефтепродуктов, попавших в озеро и реки, поскольку завершило свои исследования до окончания всех работ на месте ЧП.
Так, по данным Росприроднадзора, объем попавшего в воду дизельного топлива составил около 19,1 тыс. тонн, по оценкам "НТЭК", — около 14,3 тыс. тонн. Вместе с тем, затраты "Норникеля" на ликвидацию последствий аварии составили около 12 млрд рублей (изначально оценивались в 10 млрд рублей), и, как полагают в компании, "НТЭК" имеет право на зачет этих средств в сумме ущерба.
9 сентября Росприроднадзор направил в Арбитражный суд Красноярского края исковое заявление, в котором попросил обязать "НТЭК" возместить государству ущерб в 147,78 млрд рублей.
Со своей стороны "НТЭК" 5 октября представила в суд отзыв на исковое заявление Росприроднадзора, в котором заявляется, что компания оценивает общий размер вреда окружающей среде в 21,4 млрд рублей — это почти в 7 раз меньше суммы, взыскиваемой Росприроднадзором.
Предварительное заседание по иску Енисейского управления Росприроднадзора к "НТЭК" должно было состояться 12 октября, однако суд перенес его на 24 ноября. Перерыв потребуется для предоставления дополнительных материалов, а также решения вопроса об участии третьих лиц, в частности страховщика.
Так, по ходатайству Росприроднадзора в качестве третьего лица по иску привлек "Норильский никель".
"Учитывая сумму ущерба, есть основания полагать, что ответчик ("НТЭК") после вынесения решения будет приведен к стадии банкротства, в рамках которого требования могут быть отнесены на контролирующее лицо", — пояснил юрист Росприроднадзора.
Предположение о возможном банкротстве "НТЭК" является абсолютной иллюзией, парировал юрист "НТЭК", но против привлечения "Норникеля" не возражал.
Также помимо "Норникеля" суд привлек в качестве третьего лица министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Кроме того, суд отклонил ходатайство "НТЭК" о приобщении к материалам дела видео о ходе ликвидации последствий аварии и принял дополнительные материалы Росприроднадзора по проверкам "НТЭК", хотя компания отметила, что они не относятся к делу, так как не касаются разрушенного резервуара.
Представитель Росприроднадзора в свою очередь заявил, что ведомство готово рассмотреть данные "Норникеля" по объему сбора нефтепродуктов, который завершился только в начале октября, но пока не видит оснований для изменения своих требований.
Комментируя просьбу "НТЭК" зачесть затраты на ликвидацию аварии в сумме ущерба, представитель Росприроднадзора сообщил, что компания несет затраты только на ликвидацию последствий аварии на территории предприятия, которые "ответчик обязан сделать априори, безотносительно каких бы то ни было исковых требований", а не затраты на восстановление окружающей среды.
"Поэтому затраты, которые ответчик представил, не подлежат зачету, поскольку они своей целью не преследуют восстановление окружающей среды", - заявил представитель ведомства.
Адвокат Юлий Тай, представляющий в суде "НТЭК", отметил, что, помимо спорных вопросов об объеме загрязнения и применении максимального коэффициента длительности вредного воздействия, Росприроднадзор не учитывает вопрос о причинах аварии. Сейчас, по его словам, обстоятельства произошедшего выясняют Ростехнадзор и Следственный комитет в рамках расследования уголовного дела. Так, по словам юриста, не исключено, что авария произошла в результате обстоятельств непреодолимой силы (таяние вечной мерзлоты — ИФ), что в свою очередь может являться основанием для освобождения от ответственности. Представитель Росприроднадзора парировал, что таяние вечной мерзлоты не является форс-мажором, и компания должна была принять соответствующие меры по недопущению этой ситуации.
Также, по мнению Тая, Росприроднадзор не успел провести все необходимые расчеты. Срок исковой давности по таким делам 20 лет, по сравнению с обычным сроком 3 года.
"Подача иска спустя 3 месяца, когда еще люди откачивают эту водотопливную жидкость и когда еще не понятны ни причины разгерметизации, ни последствия, создает процессуальные проблемы как самому истцу, так и ответчикам", — заявил юрист "НТЭК".
"Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии арбитражного процесса. Однако конкретных предложений в настоящий момент нет", — добавил адвокат.