Новосибирск. 8 октября. ИНТЕРФАКС - Международная группа ученых представила результаты раскопок кургана конца IX века до н.э. Туннуг-1 в Туве, свидетельствующие о связях скифской культуры с более древними погребальными практиками Монголии, связанными с лошадьми.
Результаты опубликованы в журнале Antiquity.
"Наше исследование костей лошадей и конской упряжи из поселения Туннуг-1, относящегося к самому раннему скифскому горизонту в Южной Сибири, позволяет предположить, что элементы скифского погребального ритуала уже присутствовали в этом регионе в начале I тысячелетия до н. э. и, возможно, были заимствованы из более ранних традиций монгольских степей", - пишут ученые.
В кургане были обнаружены останки по меньшей мере 18 лошадей и одного человека, по всей вероятности, имевшего высокий социальный статус, напоминающие о ритуалах жертвоприношений у скифов, описанных Геродотом в V веке до н.э.
"Новые находки из Туннуга-1 раскрывают важные аспекты церемониального использования лошадей раннего железного века в южной Сибири и демонстрируют внедрение культурных практик Монголии бронзового века. Хотя их происхождение четко узнаваемо, материальная культура и обычаи в Туве претерпели изменения и превратились в одну из первых коллекций, которую можно считать соответствующей концепции "скифской триады", то есть, комбинации предметов в стиле скифских животных, оружия и конского снаряжения, широко распространенных в евразийских степях в первом тысячелетии до нашей эры", - говорится в публикации.
Предварительное обследование и раскопки Туннуг-1 выявили царский курган с радиальной деревянной архитектурой, подобный тому, что был обнаружен на памятнике Аржан-1 в той же долине.
"Сооружение из бревен лиственницы под курганом дало материал для радиоуглеродного анализа и дендрохронологии, что позволило с уверенностью датировать сооружение концом девятого века до нашей эры", - говорится в статье.
Кости были найдены вместе с артефактами скифского звериного стиля и снаряжением для верховой езды. Большую часть сбруи составляют целые и сломанные бронзовые удила и просверленные клыки кабана. Чаще всего рядом с принесёнными в жертву лошадьми находят просверленные клыки кабана, а в некоторых случаях - имитацию клыков из оленьего рога.
Лошадиные кости были найдены в анатомическом порядке, а конская упряжь часто располагалась рядом с раздробленными черепами и зубами, под камнями лежало множество кусков дерева, что позволяет предположить, что глинобитная поверхность когда-то была покрыта деревянной платформой, на которой выставляли лошадей.
"Находки, украшенные в скифском зверином стиле, чрезвычайно редки для столь раннего периода. Два предмета, обнаруженные на Туннуге-1, дополняют ограниченный набор материалов, иконографически отмечающих переход от позднего бронзового века к раннему железному. Мотив головы хищника, изображенный на бронзовых изделиях кубической формы, чаще встречается в степях после седьмого века до нашей эры, что является дополнительным доказательством художественных и культурных связей со скифским культурным горизонтом", - говорится в публикации.
Как сообщалось, исследования ДНК кочевников Евразии скифской эпохи (до 1 тыс. лет до н.э.) подтвердили данные о генетическом родстве скифов северного Причерноморья и обитателей юга Сибири этой эпохи.
Протяженность территорий, которые населяли кочевники скифской эпохи составила более 3,5 тыс. км - от Тувы, Горного Алтая и Минусинской котловины (алды-бельская, пазырыкская и тагарская культуры) до Северного Причерноморья (классические скифы).
Многочисленные популяции ранних кочевников I тыс. до н.э. принято связывать со скифской культурой, которая имеет ряд характерных отличительных черт ("скифская триада"): специфический оружейный комплекс, элементы конского снаряжения и узнаваемый "звериный стиль" искусства.
Наиболее ранними представителями скифского мира, согласно свидетельствам Геродота, долгое время было принято считать кочевников-воинов Северного Причерноморья - около VII в. до н.э. Однако после обнаружения в Туве более древних памятников скифского типа появилась центральноазиатская теория возникновения этой культуры.