Барнаул. 12 января. ИНТЕРФАКС - ООО "Холидей Маркетинг" требует у экс-поставщиков обанкротившейся торговой сети "Холидей" (Новосибирск) более 300 млн рублей за якобы незаконное использование собственных торговых марок сети, под которыми они поставляли продукцию ритейлеру.
Опрошенные "Интерфаксом" бывшие контрагенты сети называют ситуацию абсурдной. В то же время "Холидей Маркетингу" уже удалось выиграть одно из судебных разбирательств. В остальных делах точка пока не поставлена.
ТРЕТЬЕ ЛИЦО
Как сообщил "Интерфаксу" представитель рабочей группы, которая отстаивает интересы поставщиков торговой сети из различных регионов страны, в список "пострадавших компаний" вошли порядка 20 производителей. Всем им "Холидей Маркетинг" направил претензии или предъявил иски из-за использования принадлежащих ему торговых марок на общую сумму свыше 300 млн рублей.
"В нашем случае предъявлено требование на сумму 95,6 млн рублей. С торговой сетью мы работали с 2012 года, четко в рамках договора поставки товаров под собственной торговой маркой ООО "Компания Холидей". Форма договора разработана самой торговой сетью", - отмечает заместитель гендиректора по правовым вопросам ООО "Диво Алтая" (Горно-Алтайск, крупный производитель растительных масел) Анастасия Мещерякова.
"Мы выполнили все условия договора, а сейчас получается, что нарушили права третьего лица - "Холидей Маркетинга". При этом нас никто не предупреждал о смене правообладателя торговой марки в 2017 году", - недоумевает Мещерякова.
Сумма претензий к "Диву Алтая" - это двукратная стоимость товаров, поставленных "Холидею" в 2017 и 2018 годах.
"Продукция под торговой маркой сети реализовывались только в торговой сети "Холидей", что было закреплено в договоре поставки. В 2018 году все отношения с "Холидеем" были прекращены, поэтому после 2018 года производство нами продукции под спорным торговым знаком "Выгодная покупка" было прекращено", - отметила представитель "Диво Алтая".
Истории остальных поставщиков практически аналогичны.
"Все этикетки в рамках договора поставки с использованием собственной торговой марки сети согласовывались с "Компанией Холидей". В дополнительном соглашении N4 к договору четко прописано: поставщик не имеет права вносить какие-либо изменения в дизайн упаковки", - утверждает юрисконсульт ТД "Воял" (Новосибирск) Светлана Цедейко, подтверждая, что торговому дому также не было ничего известно о передаче прав на товарные знаки "Холидей Маркетингу".
Торговому дому "Воял" направлена претензия "Холидей Маркетинга" на сумму свыше 11 млн рублей, но иск пока не предъявлен.
СУД ДА ДЕЛО
Отдельные поставщики уже находятся в судебных процессах, инициированных "Холидей Маркетингом". При этом одно из дел он выиграл уже в трех инстанциях: борьба "Холидей Маркетинга" с индивидуальной предпринимательницей Татьяной Арефьевой из Омска завершилась довольно быстро по сравнению с остальными делами, всего за 10 месяцев. Поражение бизнес-леди отразилось и на ее коллегах.
"Изначально ситуацию с требованиями "Холидей Маркетинга" иначе как абсурдной не воспринимали. Но наше дело рассматривалось уже после того, как было проиграно дело ИП Арефьевой, и истец ссылался на судебную практику - как раз на проигранное дело ИП. В рамках нашего разбирательства суд признал связь между "Компанией Холидей и "Холидей Маркетингом", но все равно удовлетворил претензии истца в размере 2,25 млн рублей", - сообщил "Интерфаксу" совладелец ООО "Константа" (Барнаул, производитель детской одежды) Константин Рябинин.
Также "Константа" проиграла дело в Седьмом арбитражном апелляционном суде. На данный момент она готовится к назначенному на 21 января заседанию в Суде по интеллектуальным правам. Рябинин отмечает, что в этом "странном деле" компания готова идти до конца и в случае проигрыша в кассации обратится в Верховный суд.
Есть у "Холидей Маркетинга" и проигрыш по аналогичному делу. Иск на сумму почти 1,5 млн рублей был предъявлен торговому дому "Морозко" (Новосибирск). В рамках этого дела суд пришел к выводу, что дизайн упаковки со спорной торговой маркой, используемой ТД "Морозко" для поставки в торговую сеть, разработала "Компания Холидей". И именно последняя "приняла решение об использовании спорного товарного знака на упаковке", следует из материалов дела.
"Ответчик лишь производил товары и заказывал упаковку в полном соответствии с утвержденным ООО "Компания Холидей" дизайном", - говорится в картотеке арбитражных дел.
Судом также было установлено, что "ООО "Холидей Маркетинг" и ООО "Компания Холидей" фактически отвечают критериям взаимозависимости (аффилированности)", обе "преследуют единую экономическую цель".
В частности, совладелец и экс-генеральный директор "Компании Холидей" Николай Скороходов на начало 2018 года (к тому моменту основная часть собственных ТМ сети была передана "Холидей Маркетингу", процесс передачи начался в 2014 году) входил в состав учредителей "Холидей Маркетинга" с долей 33,33%, впоследствии его доля снизилась до 0,33%.
Кроме того, номер телефона, размещенный на упаковках товара под спорным товарным знаком, ранее принадлежал "Компании Холидей", а в настоящее время это один из контактных номеров истца, отмечается в деле. Согласно ответу ПАО "Мобильные Телесистемы" (MOEX: MTSS) на запрос суда, в период с 11 февраля 2015 года по 14 марта 2019 года номер был закреплен за "Компанией Холидей", а с 14 марта 2019 года - за ООО "НСК Холди".
При этом единственным владельцем "НСК Холди" является Скороходов, следует из данных аналитической системы "СПАРК-Интерфакс". В декабре 2020 года в отношении компании введена процедура наблюдения, операции по ее счетам приостановлены.
Апелляционная инстанция подтвердила принятое в пользу "Морозко" решение первой инстанции. Это приободрило остальных участников судебных процессов.
НОВАЯ СХЕМА
Поставщики называют схему "Холидей Маркетинга" с товарными знаками обанкротившейся торговой сети мошеннической.
"На данный момент мы и ряд компаний Новосибирска и Алтайского края направили заявления о мошенничестве в полицию. Наши обращения пока рассматриваются. Также подготовлены обращения к главам регионов, в которых работают поставщики", - отметила юрисконсульт ТД "Воял".
Один из участников процесса считает, что связанные с ритейлером лица "кошмарят бизнес", придумывая все новые и новые уловки. Другой считает, что "все это было заранее спланировано" топ-менеджерами "Холидея".
Получить комментарий в "Холидей Маркетинге" "Интерфаксу" не удалось.
Как сообщалось, ранее поставщики "Холидея" объединились для того, чтобы отстоять свои права в ходе банкротства торгсети. Конкурсный управляющий ритейлера оспаривал сделки, заключенные "Компанией Холидей" незадолго до банкротства, в их число попала масса договоров поставок продукции.
"Торговая сеть "Холидей" (в рамках дела о банкротстве - ИФ) хочет забрать у наших производителей деньги за поставленную ранее продукцию. Таких производителей набирается, по нашим данным, более 200 только из Алтайского края. И суммы немаленькие, от 0,5 млн до 30 млн рублей", - заявлял ранее владелец холдинга "Алтан" (производитель макаронных изделий) Валерий Покорняк.
Поставщики "Холидея" создали тогда рабочую группу на базе Алтайской торгово-промышленной палаты, писали коллективные обращения в правоохранительные органы, губернаторам своих регионов, полпреду президента в Сибирском ФО, в банки, являющиеся основными кредиторами ритейлера.
После всего этого большую часть судебных дел поставщикам удалось выиграть.
Конкурсное производство в отношении "Компании Холидей" суд ввел в феврале 2019 года. На момент открытия конкурсного производства в реестр кредиторов "Холидея" были включены требования на общую сумму 14,3 млрд рублей, требования Сбербанка, РСХБ, Газпромбанка и Альфа-банка составляли порядка 78% реестра. Альфа-банк был одним из основных кредиторов, задолженность перед ним оценивалась в 2,8 млрд рублей.
Сеть группы "Холидей" до банкротства включала более 300 розничных магазинов в Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской и Тюменской областях, Алтайском и Красноярском краях. После удачного для ритейлера 2014 года, когда ООО "Компания Холидей" при выручке 53,3 млрд рублей, по данным "СПАРК-Интерфакс", получило более 1 млрд рублей чистой прибыли, этот показатель резко упал. В 2015 году чистая прибыль составила 241,4 млн рублей при выручке 58,8 млрд рублей, а по итогам 2017 года компания ушла в убыток на уровне 1,6 млрд рублей при выручке 47,9 млрд рублей. В 2018 году чистый убыток достиг 10,3 млрд рублей при выручке 17,8 млрд рублей.
Уставный капитал ООО "Компания Холидей" равен 2,53 млрд рублей. Совладельцами являются кипрская H.S.R. Holiday Siberiada Retailing Group Limited (99,92%) и Скороходов (0,08%).