Барнаул. 21 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Суд по интеллектуальным правам вернул в первую инстанцию дело о собственной торговой марке (СТМ) обанкротившейся сети "Холидей", ответчиком по которому выступает предприятие по производству детской одежды из Барнаула ООО "Константа".
"Сегодня состоялось рассмотрение дела в кассации. Суд по интеллектуальным правам отменил решения первых двух инстанций и вернул дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края", - сообщил "Интерфаксу" совладелец компании "Константа" Константин Рябинин.
Дело "Константы" стало вторым дошедшим до кассации в череде судебных разбирательств из-за СТМ "Холидея". При этом по первому аналогичному делу, попавшему в Суд по интеллектуальным правам в середине 2020 года, жалоба поставщика (предпринимательницы Татьяны Арефьевой) была оставлена без удовлетворения.
Все иски и претензии по СТМ предъявлены связанным с торгсетью ООО "Холидей Маркетинг". Несмотря на то, что требование к "Константе" является не самым крупным (2,25 млн рублей), остальные поставщики называют положительное решение кассации "общим достижением".
"Для всех нас это первый шаг к победе в истории с торговыми марками. Создан прецедент в кассационной инстанции, которая услышала позицию поставщика", - отмечает представитель ООО "Айдиго" (Екатеринбург) Евгения Колесникова (компании предъявлено требование "Холидей Маркетинга" почти на 30 млн рублей).
В конце 2020 - начале 2021 годов ситуация поставщиков "Холидея" с использованием СТМ ритейлера вновь вызвала общественный резонанс. Тема обсуждалась с привлечением представителей властей и СМИ, пострадавшие компании направляли обращения в правоохранительные органы.
На данный момент "Холидей Маркетинг" требует от почти 20 бывших поставщиков товаров порядка 400 млн рублей за якобы незаконное использование брендов.
Как сообщалось, истории компаний похожи: несколько лет назад они поставили в торговую сеть "Холидей" продукцию под СТМ самого ритейлера. Но, как выяснилось после банкротства сети, все права на торговые марки были переданы "Холидей Маркетингу", который и предъявил претензии поставщикам. При этом товары реализовывались только в магазинах "Холидея".
"В нашем случае предъявлено требование на сумму 95,6 млн рублей. С торговой сетью мы работали с 2012 года, четко в рамках договора поставки товаров под собственной торговой маркой ООО "Компания Холидей". (. . .) Мы выполнили все условия договора, а сейчас получается, что нарушили права третьего лица - "Холидей Маркетинга". При этом нас никто не предупреждал о смене правообладателя торговой марки в 2017 году", - сообщала ранее "Интерфаксу" заместитель гендиректора по правовым вопросам ООО "Диво Алтая" (Горно-Алтайск, крупный производитель растительных масел) Анастасия Мещерякова.
Сумма претензий к "Диву Алтая" - это двукратная стоимость товаров, поставленных "Холидею" в 2017 и 2018 годах.
Арбитражный суд Новосибирской области по делу о СТМ, ответчиком по которому выступал ТД "Морозко", установил, что "ООО "Холидей Маркетинг" и ООО "Компания Холидей" фактически отвечают критериям взаимозависимости (аффилированности)", обе "преследуют единую экономическую цель".
В частности, совладелец и экс-гендиректор "Компании Холидей" Николай Скороходов на начало 2018 года (к тому моменту основная часть собственных ТМ сети была передана "Холидей Маркетингу", процесс передачи начался в 2014 году) входил в состав учредителей "Холидей Маркетинга" с долей 33,33%, впоследствии его доля снизилась до 0,33%.
Кроме того, номер телефона, размещенный на упаковках товара под спорным товарным знаком, ранее принадлежал "Компании Холидей", а в настоящее время это один из контактных номеров истца, отмечается в деле. Согласно ответу ПАО "Мобильные Телесистемы" на запрос суда, в период с 11 февраля 2015 года по 14 марта 2019 года номер был закреплен за "Компанией Холидей", а с 14 марта 2019 года - за ООО "НСК Холди".
При этом единственным владельцем "НСК Холди" является Скороходов, следует из данных аналитической системы "СПАРК-Интерфакс". В декабре 2020 года в отношении компании введена процедура наблюдения, операции по ее счетам приостановлены.
Также сообщалось, что в начале 2020 года поставщики "Холидея" объединились для того, чтобы отстоять свои права в ходе банкротства торгсети. Конкурсный управляющий ритейлера оспаривал сделки, заключенные "Компанией Холидей" незадолго до банкротства, в их число попала масса договоров поставок продукции.
Поставщики "Холидея" создали тогда рабочую группу на базе Алтайской торгово-промышленной палаты, писали коллективные обращения в правоохранительные органы, губернаторам своих регионов, полпреду президента в Сибирском ФО, в банки, являющиеся основными кредиторами ритейлера.
После всего этого большую часть судебных дел поставщикам удалось выиграть.
Конкурсное производство в отношении "Компании Холидей" суд ввел в феврале 2019 года. На момент открытия конкурсного производства в реестр кредиторов "Холидея" были включены требования на общую сумму 14,3 млрд рублей, требования Сбербанка, РСХБ, Газпромбанка и Альфа-банка составляли порядка 78% реестра. Альфа-банк был одним из основных кредиторов, задолженность перед ним оценивалась в 2,8 млрд рублей.
Сеть группы "Холидей" до банкротства включала более 300 розничных магазинов в Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской и Тюменской областях, Алтайском и Красноярском краях. После удачного для ритейлера 2014 года, когда ООО "Компания Холидей" при выручке 53,3 млрд рублей, по данным "СПАРК-Интерфакс", получило более 1 млрд рублей чистой прибыли, этот показатель резко упал. В 2015 году чистая прибыль составила 241,4 млн рублей при выручке 58,8 млрд рублей, а по итогам 2017 года компания ушла в убыток на уровне 1,6 млрд рублей при выручке 47,9 млрд рублей. В 2018 году чистый убыток достиг 10,3 млрд рублей при выручке 17,8 млрд рублей.
Уставный капитал ООО "Компания Холидей" равен 2,53 млрд рублей. Совладельцами являются кипрская H.S.R. Holiday Siberiada Retailing Group Limited (99,92%) и Скороходов (0,08%).