Новосибирск. 15 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича СО РАН (ИТПМ) разработали систему уличного освещения на основе композитных материалов, не требующую электроэнергии, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
К уже использующимся композитным опорам, которые заменяют стальные или железобетонные столбы, ученые решили добавить светящийся материал.
"Мы решили добавить еще один компонент в процесс создания композитных опор - фотолюминесцентный порошок (люминофор), который состоит из алюмината стронция. Такой материал после воздействия на него дневного или искусственного освещения будет излучать свет в течение нескольких часов, тем самым будет виден в ночное время суток", - приводятся в сообщении слова научного сотрудника ИТПМ Татьяны Брусенцевой.
Композит состоит из высокопрочных волокон, связанных полимерной матрицей, при этом изготовление крупногабаритных изделий из фотолюминесцентных полимеров на основе эпоксидной смолы в научной литературе не встречается вовсе.
"Первые испытания показали, что если из общей массы эпоксидной смолы 17% составляет люминесцентный порошок, то модуль упругости на изгиб материала увеличивается на 21-27% в зависимости от качества порошка, то есть, композит становится жестче. Если таким способом получится повысить прочность всей конструкции и вместе с тем избавиться от использования электричества, то это будет гораздо выгоднее при организации уличного освещения", - отметила Брусенцева.
Фотолюминесцентный порошок может быть практически любого цвета, но его естественный цвет - зеленый, это неокрашенный люминофор, придающий максимальную яркость свечения.
Для создания полноценной композитной опоры в качестве основы добавляется стекловолокно. С помощью ультразвука физики смешивают порошок, отвердитель и эпоксидную смолу, таким способом получаются прототипы для начальных испытаний.
Ученые планируют провести серию экспериментов, чтобы выявить оптимальное соотношение составляющих для достижения максимальных механических характеристик композита. Затем полученные материалы исследуют на интенсивность свечения.
"В будущем такой композит можно использовать и в качестве покрытия на уже установленные обычные столбы и бордюры. Ночью свет люминофора позволит задавать отчетливые границы проезжей части, что улучшит безопасность дорожного движения", - отмечается в сообщении.