Новосибирск. 22 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ, Новосибирск) и НИИ нейронаук и медицины (НИИНМ, Новосибирск) выявили закономерности развития нарушений внимания у детей младшего школьного возраста и связали их с биоэлектрической активностью мозга, сообщает ИЦиГ.
"Было показано, что проблемы регуляции внимания достаточно четко отражаются в показателях биоэлектрической активности головного мозга. Причем можно даже оценить, с нарушением какого именно процесса в мозге связано то или иное отклонение в поведении", - говорится в сообщении.
Отмечается, что это открывает новые возможности для диагностики развития такого рода нарушений на самых ранних этапах и главное - позволяет локализовать участки коры головного мозга, с которым они связаны (при схожих симптомах поведенческие нарушения могут иметь разные причины возникновения и, соответственно, требовать разных подходов в лечении).
При этом в последнее время активно используется подход корректировки проблем с вниманием и регуляцией поведения с помощью "биологической обратной связи": пациенту предлагают принять участие в игре, в которой он видит показатели своей мозговой активности и, выполняя определенные задания, должен их менять.
В результате человек фактически учится контролировать активность своего мозга. И если с помощью обследования можно будет устанавливать, что у него есть проблемы с вниманием на доклинической стадии, а также локализовать участки мозга, с которыми они связаны, пациент сможет сам откорректировать их путем тренингов, без приема лекарств.
В рамках исследования ученые использовали два метода. Первый - заполнение родителями и учителями (поскольку обследовались дети в возрасте 7-9 лет) специальных опросников, которые показывали, есть ли у ребенка проблемы с произвольным контролем своего поведения (неаккуратно одевается, роняет еду, забывает учебники в школу и пр.).
Второй метод основан на предложении ребенку сыграть в специальную компьютерную игру "Стоп-сигнал", в которой при появлении особого сигнала требовалось прерывать начатое действие.
В среднем на принятие решения играющему отводится семьсот миллисекунд. Как отмечают ученые, эта игра является аналогом жизненных ситуаций, требующих от человека столь же быстрой и адекватной реакции. Тестирование с помощью таких игр показывает, насколько хорошо у человека развита концентрация внимания и способность быстро реагировать на изменяющиеся жизненные ситуации.
Одновременно ученые записывали электроэнцефалограмму (т.е. электрическую активность головного мозга) испытуемых детей в моменты, когда те выполняли игровые задачи, отслеживая реакции, которые возникают в условиях активации или торможения движения.