Сибирь / Новости 21 октября 2024 г. 07:36

Сибирские ученые разработали плазменные и лазерные технологии для ремонта узлов самолетов

Новосибирск. 21 октября. ИНТЕРФАКС - Руководство Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН (ИТПМ СО РАН, Новосибирск) обсудило с руководителями авиакомпании S7 AirSpace Corporation, ООО "Технологии и моторы" (принадлежит ЗАО "Группа компаний С7") и холдинга АО "БЭМЗ" (Бердский электромеханический завод) применение плазменных и лазерных технологий, разработанных в ИТПМ СО РАН, для ремонта и обслуживания деталей и узлов самолетов на БЭМЗ, сообщает ИТПМ СО РАН.

"АО "БЭМЗ" является одним из ведущих предприятий машиностроительной отрасли Новосибирской области с численностью сотрудников более тысячи человек. В последние годы на заводе осуществляется масштабная реконструкция и модернизация механообрабатывающего производства, энергетического хозяйства. В обновление основных фондов было направлено 488 млн рублей, приобретено 78 единиц современного оборудования", - говорится в сообщении.

Отмечается, что ИТПМ СО РАН обладает компетенциями в области технологий плазменного напыления покрытий и лазерного упрочнения и сварки материалов. В частности, создан метод высокопрочной лазерной сварки авиационных материалов - титановых сплавов, алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов, в том числе разнородных.

"Мы разработали методику восстановления пера лопатки газотурбинного авиационного двигателя на основе титановых и никелевых сплавов. Технология лазерной наплавки металлических и металлокерамических покрытий на перо лопатки позволяет сохранить аэродинамический профиль ремонтируемой детали", - приводятся в сообщении слова заведующего лабораторией ИТПМ Александра Маликова.

Он сообщил, что также успешно испытана технология лазерно-плазменной чистки лопаток двигателей от окислов после литья с помощью импульсно-периодического лазера, что позволяет не повреждать металл и не изменять вес лопатки.

Кроме того, ИТПМ СО РАН является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления. Атмосферное плазменное напыление применяется для нанесения защитных покрытий различного назначения - износо- и корозионностойких, теплозащитных, электроизоляционных и других.

Технология плазменного напыления может применяться для нанесения многослойных теплозащитных покрытий на лопатки турбины и камеры сгорания, обеспечивая высокий ресурс их работы в условиях высоких температур.

Бердский электромеханический завод, по данным на его сайте, был создан в 1959 году, является партнером госкорпорации "Роскосмос" и градообразующим предприятием города Бердска (Новосибирская область). Это машиностроительное предприятие, специализирующееся на производстве изделий точной механики и электромеханики.

Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича был создан в 1957 году. Институт располагает серией аэродинамических установок, среди которых гиперзвуковая аэродинамическая труба АТ-303. Основные направления научной деятельности института - математическое моделирование в механике, аэрогазодинамика, физико-химическая механика, механика твердого тела, деформации и разрушения.