Новосибирск. 18 июня. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Пожарная ситуация в бореальных (северных) лесах, в том числе в сибирской тайге, будет обостряться, но полное подавление пожаров только ухудшит ситуацию, считают ученые Института леса им.В.Н.Сукачева.
Издание СО РАН "Наука из первых рук" со ссылкой на представителей института отмечает, что потепление в Сибири, как и во всей бореальной зоне, идет вдвое быстрее, чем в целом по планете.
"А это влечет за собой удлинение пожароопасного периода и возрастание частоты, интенсивности и площади пожаров и усиление задымленности атмосферы. Поэтому в ближайшие десятилетия пожарная ситуация в бореальных лесах неизбежно будет обостряться", - говорится в сообщении.
Однако полное подавление пожаров в лесах ведет к накоплению в них горючих материалов, провоцируя возникновение катастрофических пожаров, - эффект, названный "пожарным парадоксом".
"В борьбе с пожарами могут помочь... сами пожары, поскольку они не только снижают вероятность возникновения суперпожаров, но и способствуют восстановлению лесных экосистем - так называемый "двойной пожарный парадокс". Более того: никакие иные способы ("управляемые пожары", удаление горючих материалов) не могут по отдельности поддержать существование обширных северных лесов", - отмечает издание.
Более половины всех пожаров в Сибири возникает в лесах, где доминирует лиственница, а высохшие мхи и лишайники служат прекрасным проводником горения. В результате регулярные пожары способствуют обновлению и омоложению лиственничников.
Отмечается, что по мере подъема мерзлоты приток питательных веществ падает, как и величина годичного прироста деревьев. Резко уменьшается и количество молодняка, потому что легкие семена лиственницы зависают на слое мха и не могут, прорастая, дотянуться" до почвы. Так лиственничники "впадают в дрему", из которой их могут вывести не что иное, как пожары.
К "огнелюбам" относится и сосна обыкновенная. Как и лиственница, сосна очень светолюбива и плохо возобновляется под лесным пологом. При отсутствии пожаров она вытесняется на более бедные почвы и заболоченные территории другими хвойными породами.
Наибольший ущерб пожары причиняют темнохвойным лесам из кедра, пихты и ели. Их стволы, в отличие от сосны и лиственницы, не защищены коркой от низовых пожаров, а густая, насыщенная эфирными маслами крона способствует переходу низовых пожаров в опустошительные верховые.
"Но даже в этих лесах полное подавление пожаров приводит к формированию старых, ослабленных "перестойных" древостоев, которые становятся кормовой базой для короедов и других вредителей. К примеру, в свое время леса западного побережья Северной Америки, сбереженные от огня, погубили жуки-короеды", - замечают эксперты.
В настоящее время территория северной тайги, в первую очередь лиственничников, представляет собой "мозаику" из лесов, находящихся на разных стадиях восстановления после пожаров.
"И возникает вопрос: есть ли смысл повсеместно бороться с огнем в лесах, само существование которых определяется периодическими пожарами? Оправданны ли экономически затраты на их тушение, особенно на далеких труднодоступных территориях - там, где пожары не угрожают жизни людей, их домам и промышленным объектам? Ведь в конечном итоге сработает природный "противопожарный" механизм - циклоны, несущие дожди", - говорится в сообщении.