Новосибирск. 29 июня. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые из Красноярска и Новосибирска оценили способность бактерий, живущих на мхах и лишайниках криогенных (мерзлотных) прибрежных экосистем, поглощать и перерабатывать метан, сообщает Красноярский научный центр.
"Исследования проводились в тундровых экосистемах дельты реки Лены (Якутия) и острова Кинг-Джордж (Южные Шетландские острова, Антарктида)", - говорится в сообщении.
Отмечается, что повышение среднегодовых температур в этих регионах приводит к быстрому таянию вечной мерзлоты и способствует высвобождению органического углерода и дальнейшему выбросу метана в атмосферу.
Производящие и поглощающие метан микробные сообщества являются ключевыми элементами круговорота этого парникового газа, бактерии окисляют большую часть (от 50 до 75%) образующегося метана.
Специалисты подтвердили, что объединения бактерий с мхами и лишайниками способны потреблять и перерабатывать атмосферный метан. При этом наиболее высокой способностью поглощать газ, как выяснили ученые, обладают сообщества бактерий с лишайниками Cetraria laevigata и мхами Sphagnum compactum.
Однако сообщества Арктики и Антарктиды в определенных условиях ведут себя по-разному.
"На островах в дельте реки Лены сообщества мхов и лишайников потребляли метан независимо от сезона и влажности окружающей среды. В это же время увеличение влажности на острове Кинг-Джордж в Антарктике до 60% превращало сообщества бактерий с лишайниками и мхами из поглотителей в производителей метана. Исключением стали мхи видов Sanionia sp и Campylium sp, которые игнорировали изменение влажности и продолжали перерабатывать метан", - говорится в сообщении.
"Принято считать, что Антарктида не является значительным источником метана, однако наличие активных его производителей в холодолюбивых сообществах острова Кинг-Джордж свидетельствует о наличии в экосистеме постоянных метановых потоков и позволяет предположить, что антарктические экосистемы, как и арктические могут быть как поглотителем, так и источником метана", - отмечает научный сотрудник Института леса им.В.Н.Сукачева Красноярского научного центра СО РАН Валерий Кадуцкий.