Томск. 12 ноября. ИНТЕРФАКС - Томская область по состоянию на 1 ноября собрала 276,9 млрд рублей налогов, из которых в федеральный бюджет было направлено 206,2 млрд рублей, или 74,5%. Такой порядок межбюджетных отношений регион продолжает считать несправедливым, сообщил губернатор области Владимир Мазур.
Во вторник вопросам обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ на примере Томской области было посвящено заседание комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
"Из за растущих социальных обязательств мы вынуждены жить в долг. Еще 10 лет назад объем госдолга у нас был 14,6 млрд рублей, а в этом году приблизился к 50 млрд рублей. Конечно, и бюджет у нас вырос, но он растет не такими темпами, как хотелось бы. Опять же, 10 лет назад уровень долговой нагрузки был на уровне 45%, а сейчас превысил 75%. При этом средний уровень долговой нагрузки в стране за эти 10 лет, напротив, снизился в 1,5 раза. Сейчас он на уровне 20%", - сказал Мазур, выступая на заседании комитета.
Вице-губернатор, начальник департамента финансов Томской области Александр Феденев, выступая следом за главой региона, отметил, что на фоне недостаточной бюджетной обеспеченности реализуемые в регионе инновационные проекты находятся по соседству с неудовлетворительным состоянием соцобъектов, дорог, износом коммунальных сетей.
"Конечно, мы не одиноки в сложной ситуации, но налоги в Томской области все же формируются. За эти 10 лет мы сформировали долг в 50 млрд рублей, и за это же время в федеральный бюджет перечислено 1,5 трлн рублей. То есть источник (решения проблемы недостаточной бюджетной обеспеченности - ИФ), на наш взгляд, все же есть", - сказал Феденев, отметив, что регион перечисляет 76% собранных налогов, а бюджетная обеспеченность стабильно остается ниже среднероссийского уровня.
Феденев подчеркнул, что федеральные власти безусловно помогают Томской области и в рамках нацпроектов, и путем увеличения нецелевой финансовой помощи. Так, в 2024 году Томская область получит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с максимальным приростом в 30% к уровню 2023 года. Также в 2023 году более чем вдвое были увеличены дотации на сбалансированность бюджета.
"Но, на наш взгляд, наиболее правильным было бы разработать механизм, при котором часть доходов, которые мы перечисляем в федеральный бюджет, оставалась бы в регионе в объеме, достаточном для доведения бюджетной обеспеченности до среднероссийского уровня. Это могло бы раз и навсегда решить проблему разбалансированности бюджета Томской области. (...) Сейчас решения (о дотациях - ИФ) принимаются на один год и в этих условиях очень сложно работать, сложно строить планы развития, разрабатывать документацию. Мы в принципе не знаем, как будем жить на следующий год. Мы предлагаем, это есть в проекте постановления, рост дотаций для таких регионов, как мы: проводить увеличенными темпами до доведения нас конкретно до средней бюджетной обеспеченности по России", - сказал вице-губернатор, отметив, что регион предлагает закрепить постановлением правительства РФ 30%-ный рост дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для регионов с высокой долей налогов, отчисляемых в федеральный бюджет, на ближайшие пять лет.
Вместе с тем, по словам Феденева, у Томской области также остается и долговое бремя. Из-за недостатка собственных доходных источников бюджет региона балансирует только за счет госдолга. "Понятно, что мы уже сегодня не могли бы управлять таким массивом обязательств, но мы получили федеральной помощи по кредитам в 25 млрд рублей, до этого всегда занимали на рынке. Это позволило нам не обанкротиться и сократить расходы на обслуживание долга. Но вернуть эту сумму мы должны за пять лет, начиная с 2025 года. Если в 2024 году мы будем платить 4 млрд рублей, то уже с 2025 года мы должны платить по 9 млрд рублей в год", - сказал он.
Для решения проблемы с госдолгом Томская область предлагает пролонгировать срок возврата кредитов хотя бы на 10 лет, до 2039 года, что существенно позволит снизить нагрузку на региональный бюджет.
В свою очередь, первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин, реагируя на предложения Томской области, отметил, что и общее экономическое пространство, и межбюджетная регуляторика единые для всех субъектов России.
"Мы не можем выделить один субъект РФ и провозгласить, что на территории этого субъекта будут установлены отдельные нормативы по НДС, отдельные нормативы по НДПИ. Это сделать невозможно", - сказал Горнин.
Говоря о регионах, в которых структура экономики базируется на добыче углеводородов, Горнин подчеркнул, что НДПИ - это рента, а объем поступлений по НДПИ никак не зависит от региональных властей. Также Минфин РФ не согласится выделять дополнительные индивидуальные дотации.
"На мой взгляд, это неэффективный путь. Здесь нужно говорить о том, что мы должны, наверное, для таких регионов посмотреть и разработать программы диверсификации экономики. Того, может быть, научного потенциала, который есть в Томской области. Это такая точка опоры, от которой можно отталкиваться. Мы должны развить эти компетенции, эти особенности данного субъекта РФ. На мой взгляд, было бы более перспективно посмотреть в сторону создания индивидуальных программ. (...) Индивидуальную программу субъекту, который имеет уникальный научный потенциал, исторический потенциал, создать и профинансировать госпрограмму из федерального бюджета для того, чтобы нам "вылечить" причину - структуру экономики, а не давать просто дотацию, чтобы содержать дальше бюджетную сеть. Это неэффективно ", - сказал Горнин.
Кроме того, он предложил Томской области активнее использовать инструменты по списанию бюджетных кредитов под новые инвестиционные проекты. Единственное списание, по информации Горнина, произошло на 430 тыс. рублей.
Все предложения, озвученные на заседании, в том числе по конкретным объектам социального развития Томской области, были внесены в проект решения комитета.
Как сообщалось, Томская область стала испытывать дисбаланс при распределении налоговых доходов после того, как с 2010 года поступления от уплаты НДПИ на нефть стали полностью зачисляться в федеральный бюджет.