Спикер думы Томска Сергей Панов в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал о том, как пополнить бюджет в условиях пандемии, когда в Томске внедрят транспортные карты и как в региональном центре идет "жилищная амнистия".
- Сергей Юрьевич, работа VI созыва городского парламента близится к завершению, в сентябре нас ожидают выборы. Сейчас, оглядываясь назад, какие основные вехи вы можете выделить?
- В первую очередь хотелось бы поднять вопрос ремонта дорог. Это тот вопрос, за который городскую власть часто критиковали. В Томске мы помним примеры, когда жители очень жестко ставили вопросы разных форм перед властями. Мы договорились с городской администрацией, что будем подходить к ремонту дорог комплексно - не латать дырки, а будем ремонтировать каждый год значительное количество наиболее востребованных улиц. С 2013 года это правило не менялось, и мы совместным решением определили, что на эти цели будет выделяться 300 млн из городского бюджета. В помощь нам Федерация стала предоставлять столько же средств, сколько мы выделили. Кроме того, каждый год нам помогает областная администрация. Мы уже успели привыкнуть, что 700 млн рублей у нас есть ежегодно на ремонт дорог. Для сравнения: в начале 2000-х мы выделяли всего 40-50 млн на весь город. Изменения подходов к дорожному ремонту привели к тому, что улицы находятся в совсем другом, лучшем виде.
Что касается качества, то есть улицы, где недавно положили асфальт, но уже появляется колея. Для меня это два ярких примера: подъем к Главпочтамту на проспекте Ленина, который, кстати, только отремонтировали, и подъем в гору на улице Красноармейской на пересечении с улицей Лебедева. Поэтому есть вопросы к качеству материалов. Но не секрет, что такая колейность возникает в основном от шипованных шин. Но если говорить в целом, то изменения в сторону улучшения дорог большие.
В Думе мы также договорились о правиле, что, кроме 600 млн рублей на магистральные улицы, мы будем ежегодно выделять 100 млн рублей на внутриквартальные проезды. Такой масштабной работы раньше тоже не велось. Если сравнивать 2019 и 2020 годы, то сейчас вдвое больше средств выделено на внутриквартальные проезды. И мы говорим о правиле: выделяем не столько денег, сколько есть, а ту сумму, о которой договорились заранее. Это позволяет районным администрациям планировать работы на несколько лет вперед.
- Что, кроме дорожного ремонта, было у вас в приоритете?
- Одним из важных приоритетов было финансирование благоустройства дворов, ведь это важно для томичей. В результате мы настояли, чтобы в 2020 году на благоустройство дворов были выделены значительные средства. Причем депутаты не просто запланировали на это 100 млн рублей, но и отстояли инициативу, по которой финансовое участие жителей сводится всего к 1 проценту, а не 20, как предлагали некоторые "экономисты", далекие от народа. Сделано это для того, чтобы как можно больше домов смогли принять участие в проекте, независимо от состоятельности жильцов. В среднем благоустройство одного двора обходится около 5 млн рублей, 20 процентов – это миллион. Это большая сумма, особенно для домов старой постройки, которые требуют значительных средств на содержание и ремонт. Если жителям придется выбирать, на что направить деньги – красивое благоустройство или, предположим, ремонт протекающей крыши, понятно, какой выбор сделают собственники. В результате нашего решения красивые дворы появятся как в "хрущевках", так и в домах относительно новой постройки.
Не могу не упомянуть жилищную амнистию. Она уже позволила сотням томичей оформить в собственность дома, которые они 20-30-40 лет не могли легализовать. После внесения корректировок в закон Томской области у людей появилась возможность оформить в собственность участок, даже если кроме дома дополнительно построены другие хозяйственные постройки. Раньше это было невозможно. После изменений несколько сотен человек оформили в собственность свои участки. Теперь у людей появилась возможность зарегистрироваться по месту жительства, прикрепиться к поликлинике, получить кредит, спокойно наследовать недвижимость, уйти от территориальных конфликтов с соседями. В конце концов, семья может построить более качественное жилье, не боясь лишиться его. Для многих людей жилищная амнистия - подспорье при планировании семьи и ее расширения. С 2006 года разные депутаты, чиновники искали варианты решения этого вопроса, но в 6-м созыве Думы города удалось сдвинуть с места этот "камень".
Еще одна инициатива нынешнего созыва - программа, по которой люди с ограниченными возможностями при помощи выплат из бюджета могут переехать в более удобное для себя жилье. Мы на эти цели выделяем по 500 тыс. рублей - на разницу в стоимости квартиры. По условиям программы у человека будет возможность переехать не только на первый, но на любой этаж в более приспособленном, оборудованном пандусом, широким проемом лифта доме. При этом программа работает не только в Томске, можно выбрать жилье во всей Томской области. В первый год, когда мы приняли программу, участниками были три человека, во второй год - пятеро, сейчас еще больше - более 20 человек. Бюджет программы мы высчитываем из потребности: люди делают заявку, мы ее учитываем. Кроме того, мы оплачиваем и юридическую помощь при переселении.
- Если говорить о дорожном комплексе, то не могу не вспомнить проблему ливневой канализации. Недавние сильные ливни вновь подтопили улицы в разных частях города. Какие вы видите выходы из этой уже традиционной для Томска проблемы?
- Сейчас остро стоит вопрос строительства новых ливневок, так как у нас есть улицы вообще без них. Например, Московский тракт, улица Мичурина. Пока что мы используем ресурс, который был заложен в советское время, а новых ливневок не строим. Поэтому считаю, что должна быть обязательная норма строительства ливневок наряду с существующими коммуникациями, которые требуют ремонта. Речь также идет обо всех коммунальных сетях. Они находятся в крайне изношенном состоянии. На это требуются миллиарды рублей, и только муниципальными средствами мы эту проблему точно не решим. В связи с этим в 2019 году мы вышли с предложением направить федеральным властям предложение о разработке программы по обновлению коммунальных сетей для городов Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, Томск не вошел в число первых пяти городов, где этот пилотный проект уже реализуется, но нам нужно со всеми нашими коммуникациями войти во вторую очередь большой федеральной программы. В 2018 году мы выделяли 100 млн рублей на ремонт сетей, в 2020 году выделили более 116 млн рублей. Это позволило провести капитальный ремонт самых критичных участков. А с федеральными и областными средствами мы уйдем от тех застарелых вопросов, которые возникают на одном и том же месте. Задача для нас обновлять сети большими темпами, участвуя при этом в региональных и федеральных программах.
- Хотелось бы затронуть близкую тему - качество пассажирских перевозок. Многие жители отмечают обновление автобусов, но продолжают жаловаться, в том числе, на неудобство расчета и непрозрачность доходов перевозчиков. Решением проблемы может стать внедрение транспортных карт. Вы сами поднимали эту тему на одном из собраний. Как в целом улучшить качество перевозок?
- Вообще организация транспорта в Томске - это сложнейшая проблема, и, если ее решить, то это сделает жизнь всего города комфортнее. Говоря о результатах работы VI созыва, могу сказать, что в 2016 году было предложение городской администрации в корне поменять маршрутную сеть. Мы читали в пояснительной записке, что изменения должны улучшить транспортную схему. Но томичи увидели, что привычных маршрутов нет, часть из них отменены, троллейбусы пустили иначе - была запланирована транспортная революция. Депутатами были проведены десятки встреч, не только на площадке Думы, но и в округах, где собирались и обсуждались проблемы, с которыми жители могут столкнуться. Разговор с администрацией был очень сложный, потому что понятно, что есть разработчик, который хочет достичь определенных целей, а мы ему говорим "нет". При этом маршрутный бизнес не хотел менять ничего. Здесь перед депутатами стояла задача понять, где есть бизнес-интерес, а где здравый смысл и, соответственно, интересы томичей.
В этой сложной работе Дума заняла очень активную позицию, и в 2016 году мы не согласились полностью с той системой, что была предложена. При этом администрацией города, надо отдать ей должное, была предложена абсолютно иная, прозрачная схема, по которой должен работать маршрутный бизнес в Томске. Первое - это выход на аукционы: маршруты впервые разыгрывались. Второе - был предложен стандарт качества перевозки пассажира: запрет на курение в салоне и музыку, а автобусы должны были соответствовать определенным критериям. При системном нарушении контракт можно было расторгнуть. Это первая серьезная победа, которая принесла в бюджет более 100 млн рублей. До этого маршрутный бизнес говорил, что он убыточен, и просил повысить тариф. 2016 год показал, что, не разыгрывая контракт на три года, в карманах неких бизнесменов остались бы 100 млн рублей. При появлении аукциона перевозчики согласились возить пассажиров, а это значит, что они все равно остались с прибылью. Таким образом мы отработали три года, и когда контракты закончились, было необходимо переходить на новый уровень.
При этом мы всегда говорили, что те автобусы ПАЗ, которые есть в городе, неудобны. Администрация соглашается, что их нужно менять, но сделать это одномоментно тоже невозможно: автобусы покупаются с определенной рентабельностью, зачастую на кредитные средства. После трехлетних контрактов, которые были заключены в 2016 году, перевозчикам был предложен срок в пять лет, чтобы бизнес мог понимать, что, заходя на контракт, он может планировать покупку автобуса на более серьезный период. Также были заложены условия по приобретению новых автобусов. Более того, произошла еще одна победа, которую особенно увидели жители отдаленных районов и поселков. В 2019 году администрация города, Томского района и областная власть приняли решение об объединении городских и межмуниципальных маршрутов там, где они дублировались. Это привело к тому, что движение автобусов стало более упорядоченным, а для пассажиров, что очень важно, сократилось количество пересадок. Были выставлены условия по сроку службы автобусов, которые прописывались в конкурсной документации. Хотя денег мы стали получать меньше, но перевозчик, выполняя условия контракта, вложил их в покупку более новых и современных автобусов. Для горожан это очевидный плюс.
В 2019 году мы установили правило обязательной возможности безналичного расчета в автобусе, который, абсолютно точно, даст возможность посмотреть реальную экономику в этом бизнесе. Понятно, что "маршрутники" крайне неохотно идут на то, чтобы показать, какой доход они получают на самом деле. Но и нынешняя оплата через банковский терминал имеет недостатки. Она делает невозможной быструю посадку в автобус, потому что банковская система связана с выдачей чека, зависит от качества связи с банком и т.д. Это склоняет пассажира расплатиться за проезд наличными, а это - вновь возможное сокрытие дохода перевозчика. Эту проблему легко бы решила карта типа "Тройка", которой не требуется связь с банком, а считывание средств происходит мгновенно. При этом можно через терминал на остановке узнать количество средств на счету, пополнить счет. Все становится просто, понятно, прозрачно. Мы соответствующее предложение в администрацию Томска внесли. В 2020 году такая карта должна появиться. Есть сомневающиеся, которые говорят о возможных технических проблемах при "расщеплении" платежа между разными перевозчиками. Нынешнее программное обеспечение позволяет это сделать абсолютно легко. Но считаю, что и на этом не надо останавливаться. Технологии развиваются настолько быстро, что и само физическое наличие карты проезда уже не нужно. Бесконтактные сервисы обычного смартфона позволяют это сделать.
- К слову, об общественном транспорте и о трамвайно-троллейбусном управлении (ТТУ) в частности. Подвижной состав предприятия последние годы обновляется только за счет "подарков" из Москвы. В прошлом году были трамваи, в этом ожидается поступление троллейбусов. При этом 2019 год показал, что ТТУ может быть прибыльным предприятием, не имея хвост долгов. Не рассматривает ли власть комплексное обновление подвижного состава в ближайшие годы и есть ли в этом смысл?
- ТТУ ежегодно получало по 400 млн рублей субсидии, поэтому тут уместней говорить об убытке, нежели о прибыли. Если мы говорим о трамваях, которые нам любезно предоставляет Москва, то здесь в итоге мы некую прибыль получаем. Хоть столичные трамваи и бывшие в употреблении, но их состояние такое, что по сравнению с нашими 30-40-летними - это обновление парка, с этим трудно не согласиться.
Если затронуть вопрос целесообразности комплексного обновления парка ТТУ, то могу сказать, что обслуживание трамвая и троллейбуса - очень дорогое удовольствие. При этом цена подвижного состава не измеряется только его рыночной стоимостью на момент покупки, нам еще важно обслуживание: гарантийное и послегарантийное. Трамвай предполагает прокладку путей, контактной сети, эксплуатацию этих активов, цену за электроэнергию. Поэтому нужно смотреть, что дешевле и экологичнее – автобус на бензине или автобус на газе и электротранспорт. Тем не менее, у каждого города есть свои особенности, традиции, и мы в любом случае должны сделать так, чтобы было и удобно ездить, и чтобы мы не задыхались - точно нужно смещение баланса в сторону экологии.
- Не могу не затронуть тему коронавируса. Как вы считаете, не являются ли введенные в Томской области и, в частности в Томске ограничения слишком жесткими? Или, может быть, слишком мягкими?
- Губернатор Томской области Сергей Жвачкин оказался в ситуации, когда необходимо сделать так, чтобы ввести те или иные ограничительные меры для защиты здоровья людей и при этом не нанести удар по экономике. Это колоссальная ответственность, очень ювелирная работа. Приятно видеть, что Томская область находится далеко ниже середины по заболеваемости, потому что у нас принимаются верные решения по ограничительным мерам. Мы уже привыкли к маскам, к тому, чтобы носить с собой антисептик, чаще мыть руки. Принятые меры заставили нас измениться.
По ощущению людей, мы все-таки сделали возможным прохождение эпидемии в менее напряженном варианте. Хочу заметить, что у нас не было перегибов, как в других регионах.
- При этом объем выпадающих доходов бюджета Томска из-за пандемии может достичь 10%. Как быть в этой ситуации?
- Да, мы видим сегодня недофинансирование по целому ряду налогов из-за пандемии. НДФЛ - у нас основной налог, получаемый в городской бюджет, и по нему идет очень жесткая просадка. Мы уже принимали ряд мер по сокращению некоторых расходных статей бюджета. Понимаем, что весь масштаб мы еще не видим, понимаем, что снижение будет и осенью, потому что часть налоговых отчислений отправлена на следующий год, а часть ожидается в конце года. Недофинансирование неизбежно, и оно уже есть. Поэтому мы бюджет на следующий год будем планировать с учетом этого сложного времени. По укрупненным оценкам объем выпадающих доходов по году составляет более 1 млрд рублей налогов, это значительная сумма. Я думаю, что на ближайшем собрании или уже в сентябре будут приниматься меры по уменьшению ряда статей.
- Взыскание долгов с арендаторов земельных участков может помочь как-то в решении этих вопросов?
- Конечно, может. На сегодняшний день арендаторы земельных участков должны в бюджет около 500 млн рублей. Вопрос долгов за аренду земли в VI созыве городской Думы был остро поставлен еще три года назад. Теперь мы раз в квартал заслушиваем информацию администрации о тех мерах, которые она предпринимает для взыскания задолженности. При этом законодательство позволяет некоторым арендаторам безболезненно уходить от уплаты долгов. Я сейчас говорю об умышленном банкротстве и переписывании активов с одной фирмы на другую, чтобы должник не имел возможности рассчитаться. Одной из действенных мер оказалось публикация на официальных сайтах Думы и администрации города названий организаций, которые имеют долги перед бюджетом. Это помогло рассказать горожанам и возможным контрагентам о проблеме. Работа идет, она сложная, но за последние полгода сумма долгов уменьшилась на 6%. Это пока небольшая сумма, но, тем не менее, задолженность стала уменьшаться.
- Одним из основных налоговых доходов бюджета Томска является налог на имущество физических лиц (НИФЛ). В 2021 году будут начислены первые платежи по новой кадастровой системе. При этом Гордума намеревалась разработать шкалу налогообложения для разных категорий граждан. Проведена ли эта работа? Как при разработке такого документа и достичь справедливости для горожан, и добиться достойного пополнения доходной части?
- По НИФЛ мы решение приняли, но его нужно правильно понимать. В нем главное - исчисление налога от кадастровой стоимости. В августе должно состояться заседание рабочей группы. В ее работе принимают участие депутаты, представители администрации, налоговой инспекции и счетной палаты - те эксперты, которые работают с бюджетом. На сегодняшний день уже предложена шкала, при которой люди с небольшим достатком свою налоговую нагрузку сократили, для некоторых налога вообще не будет, а богатые люди, которые имеют дорогостоящую недвижимость, имели бы максимальную ставку кадастровой стоимости. Таким образом, переход для томичей с инвентаризационной на кадастровую стоимость будет более выгодным и справедливым - владельцы жилья на окраине будут платить всегда меньше, чем владельцы такого же жилья, но в центре города.
За пять лет работы VI созыва Думы Томска депутаты принимали решения, руководствуясь нормами законов, понятием справедливости и желанием сделать жизнь томичей более комфортной и безопасной. Продолжить эту работу будет задачей для депутатов нового VII созыва.