Об основных проектах, которые реализуются в настоящее время в Омской области, на полях Петербургского международного экономического форума рассказал в интервью "Интерфаксу" глава региона Александр Бурков.
- Александр Леонидович, во время недавней встречи с президентом вы говорили, в частности, о необходимости строительства в Омской области так называемого Северного обхода, который должен соединить две трассы на Тюмень и Новосибирск. Я так понимаю, что вы заручились поддержкой президента. Сколько времени потребуется на реализацию проекта?
- Если по всем нормам, то этот проект может быть реализован за 10 лет. Но в принципе современные технологии строительства позволяют это сделать всего за три года. 62,5 км Северного обхода с четырехполосным движением - здесь, конечно, вопрос только в выборе финансовой модели. Как строить: с участием частного капитала или нет? Потому что необходимый для строительства объем средств достаточно большой – 42 млрд рублей. При этом почти половина средств, около 20 млрд руб., потребуется для строительства двух мостов - через Иртыш и Омь.
Сейчас этот вопрос обсуждается с Минстроем, рассматривается, в том числе, в Росавтодоре. На сегодняшний день по этому объекту мы провели только предпроектные работы, в дальнейшем предстоят еще проектирование и собственно строительство. Я считаю, что с учетом всего этого на строительство Северного обхода нам потребуется порядка пяти лет.
Отмечу, что строительство Северного обхода поможет решить в регионе не только транспортную проблему, но и экологическую. При этом экологическая составляющая важна для нас не только с точки зрения ухода автомобилей, особенно грузовых, из центра на объездную дорогу, это только первая часть "экологического фильтра". Вторая часть – это возможность использования золошлаковых отходов, которых в городской черте Омска скопилось около 75 млн тонн. Порядка 6,5 млн тонн этих золошлаков мы сможем использовать на строительстве дороги в качестве земляного полотна.
- Одним из проектов в вашем регионе стало создание особой экономической зоны "Авангард", которое раньше одобрило российское правительство. Можете сказать о том, какие инвесторы были вовлечены, на какую сумму инвестиций рассчитывает область, и какое количество дополнительных рабочих мест в итоге будет создано?
- Особая экономическая зона производственно-промышленного типа "Авангард" была создана по решению правительства России в декабре прошлого года. Было заявлено четыре резидента. Первый – это производство металлоконструкций для строительной отрасли. Дальше производство графитированных электродов, которые будут использоваться в металлургических электродуговых печах. Это полное импортозамещение - сегодня, вы знаете, все везется из-за границы. У компании "Газпром нефть" также достаточно очень перспективных с научной точки зрения проектов. И плюс проекты в сфере химии, производство бисфенола, производство эпоксидных смол и их дальнейшей переработки.
Общий объем инвестиций первоначально был заявлен на уровне 23 млрд руб., но уже сейчас резиденты рассматривают увеличение производственных мощностей. Сейчас по этим четырем проектам мы гарантированно видим создание более 700 квалифицированных рабочих мест.
Вместе с тем, здесь, на форуме, мы обсуждали с компанией "Хевел", которая занимается производством солнечных батарей, ее возможность войти в особую экономическую зону по производству и солнечных батарей, и ряда других элементов всей системы. Мы работаем с ними уже не первый год, в прошлом году они построили у нас в Омской области солнечную электростанцию на 30 мегаватт и сейчас строят вторую такую электростанцию.
Поэтому мы считаем, что объем инвестиций здесь в дальнейшем будет значительно больше, и количество рабочих мест тоже будет больше.
- А на какую сумму бюджетных отчислений рассчитывает в итоге область?
- Предварительно мы рассчитываем на сумму около 260-280 млрд рублей – это на ближайшие десятилетия. Но эти цифры прогнозные, и мы полагаем, что по факту увидим больше. Потому что в ОЭЗ будут приходить со своими проектами новые юрлица, которые будут регистрироваться у нас. То есть такого не будет, что производство ведется на территории региона, а регистрация в Москве. Тогда и налоги шли бы в Москву.
- В Омске в 2023 году планируется проведение молодежного чемпионата мира по хоккею. Как готовится к нему регион? Строительство каких инфраструктурных объектов ведется в связи с предстоящим событием?
- Готовимся достаточно активно. Для нас принимать такого уровня спортивное мероприятие очень почетно. Один из ключевых объектов, который сегодня строится для проведения чемпионата – это хоккейная арена "Омск", рассчитанная на 12 тыс. зрителей. Общий объем инвестиций в ее строительство составит более 11 млрд руб., из них 5 млрд руб. выделила федерация и порядка 6 млрд руб. компания "Газпромнефть". Еще 800 млн руб. выделяет областной бюджет. Стройка ведется с опережением, в сентябре следующего года по условию международной федерации мы уже должны провести на льду новой арены тестовые соревнования.
Плюс к этому мы строим в городе к чемпионату две четырехзвездные гостиницы международного класса и, возможно, сможем начать строительство еще пятизвездочного отеля. В целом только областная программа по подготовке к чемпионату включает в себя десятки мероприятий на общую сумму 8 млрд рублей. Часть средств направлена на строительство ледовой арены, плюс строительство дорог, систем электроосвещения и благоустройства. Это все областные источники финансирования. Мы только запросили у федерации 1 млрд 750 млн руб. дополнительного финансирования по дорогам.
Поэтому здесь, я думаю, мы будем готовы. Понятно, сложности возникают, но это обычные рабочие моменты, без этого нельзя.
- В Омске планируется построить 15-километровую набережную, которая, пожалуй, будет самой большой в России. В какой стадии сейчас находится этот проект, и за счет каких средств планируется его реализовывать?
- Этот проект находится только в стартовой позиции. В этом году мы выделили первые деньги на инженерные изыскания. Финансовая модель сейчас прорабатывается, мы понимаем, что большой федеральной поддержки, видимо, не сможем получить, поэтому рассматриваем разные варианты. Конечно, этот проект должен иметь львиную долю привлеченных средств именно частного капитала, поэтому сейчас ведется комплексная работа по привлечению бизнеса. Набережная может привлечь инвесторов с точки зрения строительства спортивных объектов, культурных объектов, зон отдыха и так далее. То есть это могут быть платные пляжи, рестораны, прокат и другие сферы услуг.
Проект, безусловно, амбициозный, на несколько лет, но, я считаю, что для нашего города необходимо использовать всю силу и красоту Иртыша, его природную значимость.
- Ранее сообщалось, что регион намерен продолжить строительство аэропорта "Омск-Федоровка". Вы планируете привлекать для этого инфраструктурные кредиты или, может быть, какие-то другие источники финансирования?
- Это проект, который был заморожен еще в начале 1990-х годов. С учетом того, что действующий аэропорт находится в черте города и требует реконструкции с общим объемом капвложений порядка 10 млрд рублей, логика подсказывает строить новый аэропорт за чертой города, где уже определено место, есть дорожная инфраструктура, к тому же рядом имеется железная дорога. По этой теме также есть поручение президента.
Сегодня мы прорабатываем этот вопрос с Минтрансом, предложение от нас было сделано Минобороны – возможно, построить аэропорт совместного использования.
Поддержку федерального центра мы рассчитываем получить только на строительство взлетно-посадочной полосы, а все остальные инвестиции есть. Как минимум две частные компании проявляют интерес к строительству аэропорта: "Новапорт" и "Аэропорты региона". Эти два оператора, я думаю, будут участвовать в конкурсе на концессию, а в дальнейшем будут заниматься операционной деятельностью по оказанию комплекса услуг.
- Раз мы заговорили о транспортной инфраструктуре, хочу задать вопрос о продолжении строительства в Омске метрополитена и Красногорского гидроузла.
- Сразу могу сказать, что по метрополитену на комиссии под руководством на тот момент вице-премьера российского правительства Виталия Мутко было принято решение о нецелесообразности возобновления этого строительства. Изначально, когда в Омске начиналось строительство метро, планировалась переброска большого количества людей с левого берега Иртыша на правый. На правом берегу тогда находились основные производственные площади, левый же берег состоял в основном из жилых массивов. Сейчас такой потребности нет, потому что количество работающих на тех предприятиях со времен Советского Союза резко сократилось, меняются технологии и т. д. И с учетом того, что метрополитены федерация передала на уровень регионов и муниципалитетов, строить "с нуля" новое метро, в которое необходимо вложить десятки миллиардов рублей, а потом еще направлять миллиард на его содержание, оказалось нецелесообразно.
Что же касается гидроузла – принято решение о продолжении строительства. Мы внесли корректировки в проектную документацию и подали заявку в федеральное агентство на дополнительное финансирование. Надеемся, что на 2022 год федерация эти средства заложит.
- Сколько в общей сложности средств потребуется?
- Навскидку только на окончание первого этапа будет необходимо 4,2 млрд рублей. Еще порядка 6 млрд руб. потребуется на второй этап. Но строительство этого объекта поможет нам решить сразу несколько задач: это повышение уровня воды, гарантия обеспечения водой населенных пунктов и повышение судоходности.