Сибирь / Эксклюзив 17 июня 2022 г. 17:30

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев:

"В регионе создан хороший плацдарм для выхода на рынки стран АТР"

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в интервью "Интерфаксу" на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме рассказал о планах по импортозамещению, возможностях туристической отрасли и экологической повестке на Байкале.

"В регионе создан хороший плацдарм для выхода на рынки стран АТР"
Фото предоставлено пресс-службой губернатора и правительства Иркутской области

- Игорь Иванович, какие соглашения Иркутская область успела подписать на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ)?

- В числе первых мы подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве с корпорацией "Туризм.РФ". Главная цель подписания такого соглашения - формирование перечня земельных участков, в границах которых корпорация разрабатывает или планирует разрабатывать мастер-планы развития туристских территорий Иркутской области. По предложению корпорации в проект допсоглашения в качестве сторон включены Слюдянский, Ольхонский и Иркутский районы, на территории которых "Туризм.РФ" разрабатывает мастер-планы.

Отмечу, что для мастер-планирования туристских территорий на Ольхоне (крупнейший остров озера Байкал - ИФ), в "Тальцах" (архитектурно-этнографический музей под Иркутском - ИФ) и Байкальске уже отобран 21 земельный участок.

Я также подписал соглашение с АО "Объединенная химическая компания "Уралхим". Теперь она рассмотрит возможность расширения ассортимента средств химизации, пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве Иркутской области.

На фоне санкций, конечно, встает вопрос об обеспечении страны собственными лекарствами. К примеру, "Фармасинтез", с которым мы подписали соглашение, планирует создать в Иркутске производство бронхолитиков - препаратов, снимающих симптомы бронхоспазма и применяющихся при лечении бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких. Общая стоимость проекта составит 1 млрд рублей. Объем выпуска составит 136 млн капсул с порошком для ингаляций и 867 тыс. аэрозолей для ингаляций в год. Поступление продукции в оборот запланировано на первый квартал 2024 года.

Вы знаете, что Heineken, второй по величине производитель пива в мире, принял решение уйти с российского рынка. Между тем, у компании в Иркутске есть достаточно крупный завод, и мы заинтересованы в его сохранении. Руководство пивоваренной компании в ходе форума заверило нас, что оно хотело бы найти локальных поставщиков для пивзавода, наладить новые логистические цепочки, чтобы передать полноценно функционирующий бизнес новому владельцу.

- Из-за санкций нарушенными оказались многие традиционные каналы поставки товаров, сырья, оборудования. Какие отрасли экономики Иркутской области, зависимые от импорта, пострадали, на ваш взгляд, больше всего?

- Действительно, традиционные каналы поставок сегодня оказались нарушены. Но предприятия перенастраивают логистические цепочки.

Для нас, властей, приоритетным направлением работы становится импортозамещение. По нашим оценкам, в регионе уже замещено 24 вида ввозимой продукции из планируемых 45, то есть 55%. Это станки, лекарственные препараты, музыкальные инструменты, картон, мебель, нательное белье, обувь, лакокрасочные материалы, удобрения, резиновые изделия, кирпич, железобетонные конструкции, бытовые стиральные машины, спорттовары, игрушки, медицинские инструменты и оборудование.

Предприниматели Иркутской области активно используют сервис импортозамещения, который запустили в феврале при содействии Минпромторга. Уже 157 предприятий Иркутской области зарегистрировали на нем 2,8 тыс. видов продукции. На сегодня проведено 3,06 тыс. тендеров на закупку импортозамещающей продукции.

- В текущих условиях многие российские бизнесы задумываются о развитии сотрудничества с Китаем. На ваш взгляд, может ли Иркутск стать для России "окном в Азию"? Может быть, уже есть проекты по налаживанию экономических связей?

- На форуме Корпорация развития Иркутской области (КРИО) и китайская Sichuan Bus Manufacturing Co., Ltd. подписали соглашение о намерениях по запуску в Иркутске СП по производству электромобилей и электробусов. По сути, речь идет о локализации сборки электробусов в Иркутске. КРИО сейчас ищет подходящую площадку под завод в Иркутске, где будут выпускать электробусы.

Полагаю, что с учетом устойчивых связей со странами АТР Иркутская область может стать "окном в Азию". Регион тесно сотрудничает с Монголией, Китаем, Кореей. Только за последний год предприятия Иркутской области увеличили объемы экспорта почти на 50%, и большая часть - по договорам с восточными соседями. Все эти наработки и контакты - хороший плацдарм для инвесторов, готовых заходить на восточные рынки.

При поддержке региона иркутские предприятия участвуют в бизнес-миссиях и реверсных бизнес-миссиях с компаниями из Китая, Монголии и Казахстана, международных выставках, которые проходят в Монголии и Казахстане. Это позволяет предприятиям Иркутской области наладить не только экспортные, но и импортные поставки через Казахстан, Монголию и Китай.

- С учетом внешнеполитической ситуации интерес к внутреннему туризму, очевидно, будет возрастать. Эксперты прогнозируют в этом году двукратный рост турпотока на Байкал - до 5 млн туристов. Иркутская область готова принять такое количество гостей?

- Конечно же, 5 млн туристов мы вряд ли сможем принять - не хватит инфраструктуры. И раз уж мы хотим быть туристическим регионом и угнаться за соседями - Бурятией, то нам необходимо стоить и отели, и инженерные сети.

В этом году в Иркутской области будет построено 14 быстровозводимых отелей общей вместимостью 280 номеров. На эти цели Иркутская область одной из первых в стране получила 200 млн рублей из средств Резервного фонда правительства РФ.

Мы выступаем за экологический туризм, с минимальной антропогенной нагрузкой, а потому на территории Прибайкальского национального парка планируем обустройство новых площадок с санитарными зонами. Для экологического просвещения туристов на популярных маршрутах нацпарка устанавливают информационные и навигационные аншлаги.

Согласно прогнозу агентства по туризму Иркутской области, турпоток в регион до конца года восстановится до уровня 2019 года и составит 1,8 млн человек, при этом миллион туристов из этого числа посетят Иркутскую область в летний период. Номерной фонд, расположенный на прибайкальских территориях (в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах - ИФ) и в самом городе Иркутске позволяет нам принять за три летних месяца около 800 тыс. туристов. Однако известно, что многие приезжие останавливаются у родственников и знакомых или арендуют жилье. Согласно опросам Общероссийского народного фронта, доля таких отдыхающих составляет 31%.

- В связи с ожидаемым увеличением турпотока планируется ли ускорить реконструкцию дорог, ведущих из Иркутска к Байкалу и соединяющих населенные пункты на его берегах? Как продвигается реконструкция дороги на острове Ольхон?

- Самой показательной является дорога на острове Ольхон. Поручение по её приведению в нормативное состояние президент России Владимир Путин дал в 2017 году. Из-за жёсткого природоохранного законодательства капитальный ремонт долгое время был практически нерешаемой задачей. Когда мы готовили документацию для капитального ремонта первого участка дороги на Ольхоне, получили необходимый опыт. Теперь согласования проектной документации в Прибайкальском национальной парке и министерстве природных ресурсов и экологии РФ проходят более гладко.

Капитальный ремонт первого участка дороги на Ольхоне длиной 5,6 км был начат весной 2021 года. В конце этого года работы завершат. Сейчас государственную экспертизу проходит проектная документация на реконструкцию трёх участков дорог в Прибайкальском национальном парке. Два из них расположены на Ольхоне - это 29,6 км пути от причальных сооружений острова до подъезда к Хужиру и автодорога Хужир - Харанцы. Третий участок находится не на Ольхоне, а на Малом море Байкала, это подъезд к деревне Куркут.

Мы досрочно планируем завершить капитальный ремонт автодороги Иркутск - Большое Голоустное на участке с 98 по 114 км. Плановый срок завершения предусмотрен в 2023 году. Кроме того, на этой трассе в этом году завершат капитальный ремонт еще одного участка протяженностью 13,5 км - с 85 по 98 км.

Плюс ко всему завершена разработка проектной документации на ремонт 13-километрового участка дороги Баяндай - Еланцы - Хужир. Ремонт там проведут в этом году. Также запланирован ремонт 13 км трассы Петрово - Бугульдейка.

В этом же году будет завершен ремонт двух участков автодороги Иркутск - Листвянка с 32 по 52 км. А в следующем в планах начать капитальный ремонт автомобильной дороги Баяндай - Еланцы - Хужир на участке, который проходит по посёлку Хужир на острове Ольхон.

В 2024 году там же запланирована реконструкция автомобильной дороги Хужир - Харанцы. В 2024-2026 годах мы намерены продолжить реконструкцию автомобильной дороги Баяндай - Еланцы - Хужир.

- Есть ли возможность ускорить строительство или модернизацию канализационных очистных сооружений (КОС) в населенных пунктах на берегу Байкала?

- Очистные сооружения - это как раз те проекты, от развития которых напрямую зависит туризм. До конца 2022 года завершится проектирование КОС в шести населенных пунктах по подпрограмме "Чистая вода". Это проекты в Байкальске, Ангасолке, Култуке, Листвянке, Слюдянке (все на берегу Байкала - ИФ), а также на территории Усолья-Сибирского.

На 2023 год предусмотрено 5,2 млн рублей на проектирование очистных в Большом Голоустном. После разработки проектной документации и прохождения государственных экспертиз бюджетные заявки будут направлены в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для включения объектов капитального строительства в федеральный проект "Сохранение озера Байкал" (нацпроект "Экология").

Кроме того, хорошими темпами идет работа по реконструкции КОС на правом берегу Иркутска. Эта работа начата в 2016 году и уже выходит на завершающую стадию. В 2022-м мы продолжаем выполнение 7-го, 8-го и 9-го этапов, в 2023 году планируем приступить к 10-му, завершающему этапу реконструкции. На 2022 год на эти цели из федерального бюджета поступило почти 2 млрд рублей. Всего же за 2016-2022 годы на реконструкцию КОС правого берега в Иркутске направлено 13 млрд рублей из бюджетов всех уровней.

- Традиционный вопрос: как сейчас обстоят дела с газификацией Иркутской области?

- На форуме я и председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер подписали актуализированную программу развития газоснабжения и газификации Иркутской области на 2021-2025 годы. Она предусматривает газификацию поселка Жигалово, городов Усть-Кута и Киренска, а также шести населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Таким образом, будут созданы условия для перевода на газ 28 котельных в перечисленных муниципалитетах, а также для газификации более 11 тыс. домовладений.

Кроме этого, подписано еще одно соглашение - о намерениях по газификации Саянска и отдельных муниципальных образований Иркутской области. Мы вместе проанализируем спрос на газ перспективных потребителей на основе целевого топливно-энергетического баланса региона. Кроме того, будут проработаны сценарии развития газоснабжения и газификации с 2026 года, в том числе с учетом возможностей автономной газификации.

- В текущих экономических условиях бюджетная стабильность играет ключевую роль для региона. Как бы вы сейчас оценили финансовую устойчивость региона? Стоит ли ожидать бюджетных инвестиций в 2022 году?

- Собственные доходы консолидированного бюджета Иркутской области по итогам 2021 года достигли своих рекордных за всю историю региона значений - 225,3 млрд рублей. Это на треть больше относительно уровня 2020 года. Во многом это произошло в результате роста цен на нефть.

Помимо добывающей отрасли, другими драйверами роста собственных доходов стали предприятия электроэнергетики, финансовые и лесопромышленные компании.

Дополнительно поступившие доходы позволили по итогам 2021 года сформировать профицит областного бюджета, основная часть которого была направлена на погашение рыночных заимствований региона. На начало 2021 года эти заимствования составляли 14,7 млрд рублей, в том числе 12,2 млрд рублей - кредиты коммерческих банков, 2,5 млрд рублей - облигации 2016 года.

В результате госдолг Иркутской области на 1 января 2022 года составил 14,3 млрд рублей или 7,6% от собственных доходов бюджета, что является минимальным уровнем долговой нагрузки за последние несколько лет. По данному уровню это 13-е значение среди всех субъектов РФ и второе в СФО.

В июне мы уточнили параметры бюджета 2022 года. Так, доходы выросли на 32,8 млрд рублей, это плюс 15%, в том числе собственные доходы - на 22,8 млрд рублей, или на 14%. Я напомню, что в бюджете учтено получение в 2022-2024 годах из федерального бюджета 11,7 млрд рублей инфраструктурных бюджетных кредитов. Первые средства бюджетного кредита в размере 832 млн рублей мы получили 25 мая.

Кроме того, Иркутская область из федерального бюджета в 2022 году намерена привлечь кредит в объеме 2,6 млрд рублей, который мы рассчитываем направить на погашение рыночного долга муниципальных образований. Это позволит улучшить структуру муниципального долга, снизить затраты на его обслуживание, направить высвобождаемые средства на приоритетные и социально значимые расходы.