Иркутская область, известная также как Прибайкалье и Приангарье, с советских времен пользуется популярностью у туристов. Точкой притяжения, конечно, является озеро Байкал. Но в современном мире туристические возможности региона, с одной стороны, ограничивает природоохранное законодательство, а с другой – высокая планка сервиса признанных мировых курортов. О том, как развивать туризм в этих непростых условиях - наш разговор с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым.
- Игорь Иванович, тема нашего разговора – Байкал, его сегодняшние проблемы и перспективы развития, которые он дает нашему региону. Проблемы известны – БЦБК, антропогенные загрязнения, природоохранные ограничения для жителей. Перспективы связаны, прежде всего, с огромным туристическим потенциалом. Какие шаги сегодня предпринимаются в Иркутской области для реализации этого потенциала?
- Еще до своего переезда в Иркутскую область я знал, что Байкал – это уникальное место, которое нужно увидеть хотя бы раз в жизни. Но сейчас я могу уверенно сказать - Байкал можно увидеть миллион раз и не перестать восхищаться. Исключительное природное явление, масштабное, мощное, суровое. Конечно, всем, кто приезжает на Байкал, сразу в голову приходит мысль: "Это идеальное место для туризма".
Но Байкал нельзя превратить в туристическое место по шаблонам популярных курортов. В первую очередь, необходимо думать, как сохранить и защитить озеро, его экосистему. Туризм нужно вплетать в Байкал аккуратно, просчитывая все негативные последствия от увеличения антропогенной нагрузки.
Для развития туризма на Байкале нужен четкий план на далекую перспективу. Нельзя просто взять и начать что-то делать. Поэтому мы сотрудничаем с корпорациями Туризм.РФ и ВЭБ.РФ. Мы должны учитывать все риски и все возможности, прежде чем что-то начинать. В эту работу мы сейчас подключаем специалистов из сферы туризма и экологов.
- Какие перспективные площадки рассматриваются?
- Прежде всего, Байкальск (город на берегу Байкала, где находится БЦБК - ИФ). Это территория, о которой надо заботиться в первую очередь. Сейчас совместно с ВЭБ.РФ разрабатывается мастер-план комплексного развития города. Мы прорабатываем также подобные документы для поселков Порт Байкал, Большое Голоустное, Бугульдейка, для острова Ольхон и побережья Малого моря.
Одну из основных площадок для развития индустрии гостеприимства мы с Туризм.РФ видим в поселке Тальцы - как альтернативе Листвянке (ближайший к Иркутску поселок на берегу Байкала – ИФ). В Тальцах сейчас действует этнографический музей под открытым небом, где собраны уникальные памятники деревянного зодчества со всей Иркутской области и есть дополнительная территория под развитие проекта. А Иркутское водохранилище, на берегу которого находятся Тальцы – это, по сути, тот же Байкал.
Интерес к созданию туристской инфраструктуры на Байкале растет быстро. Это замечают все: бизнес, туристы, местные жители. Но наша задача - уйти от хаоса, внедрить систему в туризм на Байкале. Поэтому Туризм.РФ будет заниматься мастер-планированием прибайкальских территорий и участвовать в финансировании крупных инвестиционных проектов.
- Расскажите подробнее, как идет развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ) "Ворота Байкала" в Байкальске, ведь это основное "окно" для крупного бизнеса?
- В этом году мы точно увеличим число резидентов ОЭЗ "Ворота Байкала". К восьми уже зарегистрированным с планируемым объемом инвестиций 2,4 млрд рублей добавятся еще минимум три резидента. Формировать новый пул инвесторов мы начали весной этого года. При этом усилия ОЭЗ были объединены с Корпорацией развития Иркутской области, которая занимается привлечением капитала в регион. Сегодня у нас есть 12 потенциальных инвесторов, часть из них уже разработали бизнес-планы и готовятся к заключению соглашений. Бизнес, который зайдет и вложит деньги, конечно, получит определенные налоговые льготы.
Кроме этого, мы наконец-то сдвинулись с места в вопросе инфраструктуры. Сейчас на территории ОЭЗ идет строительство улично-дорожной сети, сети электроснабжения, водопровода и бытовой канализации, завершаются работы по устройству ливневой канализации. К 2025 году должно быть проведено благоустройство береговой линии и построен санаторно-курортный комплекс, который будет состоять не только из гостевых домов, но и СПА-комплексов, бассейнов, спортивных сооружений. Да, это очень амбициозная цель. В целом в рамках проекта ОЭЗ планируется направить 4,4 млрд рублей из федерального и областного бюджетов, а также привлечь более 6 млрд рублей частных инвестиций.
Мы ожидаем, что создание полноценной курортной зоны в Байкальске обеспечит работой как минимум 2 тыс. человек с учетом смежных областей бизнеса. А налоговые отчисления инвесторов в бюджеты всех уровней составят более 1 млрд рублей.
- Туристический сервис на Байкале пока оставляет желать лучшего, особенно в сравнении с зарубежными курортами. Как вы считаете, если в регион зайдет крупный инвестор и туроператор, будут ли изменения? Может ли это подтолкнуть местных предпринимателей на острове Ольхон, в Листвянке, в других популярных местах к тому, чтобы они улучшили качество своих услуг?
- Сервис - одна из ключевых составляющих в оценке турпродукта. На Байкале, где много лет туризм развивался стихийно, нам еще расти и расти в этом направлении. Но тут не нужно изобретать велосипед, есть мировые стандарты, уже давно разработанные крупными турператорами и сетевыми отелями. Если мы привлечем на наш рынок таких игроков, то этот сервис сам начнет проникать в местный бизнес. Они вынуждены будут "подтягиваться" до уровня. Наша задача - создать конкуренцию в отрасли, чтобы стимулировать местных предпринимателей повышать качество обслуживания.
Я также полагаю, что уровень сервиса напрямую зависит от инфраструктуры, в том числе инженерной. Сейчас я имею в виду, в том числе, и канализационно-очистные сооружения (КОС). На Байкале сейчас 14 точек, где они просто необходимы. Это и Байкальск, и Слюдянка, и Ольхон, и Листвянка. По ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" мы рассчитываем до 2024 года построить КОСы в 11 населенных пунктах. Пять проектов находятся в высокой стадии подготовки. Сумма вложений государства может составить более 6 млрд рублей.
Плюс ко всему, моя задача – добиться, чтобы после 2025 года в ФЦП включили и программу модернизации КОС левобережья Иркутска.
- Есть мнение, что массовый туризм на Байкале не получит должного развития из-за короткого сезона. Что Вы думаете по этому поводу?
- Это стереотипное суждение, изрядно устаревшее. Вся страна хорошо знает, как прекрасен Байкал зимой. Фото идеального байкальского льда, наверное, по популярности точно входят в топ-10 лучших пейзажных снимков. А воздух? А горы?
Безусловно, самыми "горячими" месяцами у нас остаются июль и август, но по популярности с ними в последние годы могут сравниться февраль и март - время байкальского льда. Но мы видим, что едут туристы и в мае, июне, сентябре, и на новогодние праздники.
Мы намерены развивать именно всесезонный туризм. Это одна из глобальных задач, и поэтому мы включаем в программу "Туризм и индустрия гостеприимства" мероприятия по развитию всесезонного туризма.
Участие Иркутской области в программе туристического кешбэка, которую реализует Ростуризм, также способствует привлечению туристов в низкий сезон.
- Этим летом многие отдыхавшие на Байкале туристы, среди которых были и известные люди, размещали в соцсетях фотографии со странными пятнами на водной глади озера. Многочисленные проверки этих фактов серьезных загрязнений не выявляли. Появлялась информация, что это осевшая на воду пыльца, пепел от пожаров в Якутии, природный феномен цветения байкальских сине-зеленых водорослей. Что же все-таки это было? У вас есть объективная информация?
- Все привыкли, что байкальская вода кристально чистая. Эти пятна, конечно, вызвали удивление у людей. Был создан межведомственный оперативный штаб под руководством Службы государственного экологического надзора Иркутской области. В него вошли представители МЧС, Росприроднадзора, филиала "Востсибрегионводхоза", Росрыболовства, ФГБУ "Заповедное Прибайкалье", Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Иркутское УГМС). Все службы сработали слаженно.
Сотрудники метеостанции Солнечная в районе мыса Тытэри обследовали пятно светлого цвета вытянутой формы шириной 1,5 м. Позже по результатам анализов установили, что это результат цветения водорослей. На остальных метеостанциях загрязнений не нашли.
Специалисты "Заповедного Прибайкалья" мониторили обстановку с воздуха. В общей сложности облетели территорию на площади 1010 кв. км. Обследовали акваторию по маршруту Листвянка, Большое Голоустное, Бугульдейка, Малое море. Обнаружили пять пятен зелено-коричневого цвета, которые обследовали, отобрали пробы.
Была обследована береговая линия в северо-западном направлении, береговая линия до поселка Листвянка, всего 590 км - загрязнений не обнаружено. Гибели рыбы не зафиксировано.
Исследования лаборатории ЦЛАТИ в Новосибирске подтвердили первоначальное предположение, что крупные пятна на озере, о которых так много писали в социальных сетях, - это скопление цианобактерий, сине-зеленых водорослей. Их цветение является нормальным природным явлением для Байкала в этот период. В районе острова Ольхон было обнаружено локальное загрязнение техногенного характера. Его последствия устранены. В акватории озера с целью мониторинга ситуации специалисты Иркутского УГМС продолжают вести работу. Мы контроль пока не снимаем, наблюдаем.
- Одним из "узких мест" туризма на Байкале является порядком изношенный пассажирский флот. Красноярский край заказал новые пассажирские теплоходы для курсирования по Енисею. Как в Иркутской области решается вопрос с обновлением флота?
- Пассажирский флот на Байкале весь частный. Что-то принадлежит физлицам, что-то – юридическим лицам. Мы не имеем права выделять им средства из областного бюджета на покупку нового транспорта. Но можем поддержать, например, через выплату компенсаций выпадающих доходов по перевозке пассажиров.
Могу сказать, что мы встречались с одним из лидеров круизной отрасли России, у которого есть свой флот. Мне понравилась его идея – запустить на Байкале суда на электротяге. В этом направлении я бы с ними поработал, и Ростуризм бы к такому проекту привлек.
- Еще один транспортный вопрос – как продвигается реконструкция дороги на острове Ольхон?
- Капитальный ремонт первого участка протяженностью 5,5 км на подъезде к селу Хужир начали в мае текущего года. Завершить работы планируется в 2022 году. Это сложный технологический процесс. Сейчас идет формирование земельного полотна, выравнивание. Материал с высоких мест перемещают в пониженные участки местности. При этом по дороге движется транспорт. Пока по согласованию с ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" подрядчик брал необходимые инертные материалы в полосе отвода. Это разрешено проектной документацией. Но скоро потребуется доставка материалов из-за границ Прибайкальского национального парка - это минимум за 100 км от места проведения работ.
Вообще, очень важно, что ремонт дороги идет под контролем экспертов "Заповедного Прибайкалья", природоохранной прокуратуры и Росприродназдора. Они проверяют соответствие работ требованиям природоохранного законодательства и проектной документации.
- Планируется ли, наравне с туризмом, развивать на Байкале экологически чистые производства? Ранее прокуратура заблокировала проект по строительству завода по розливу воды "АкваСиб". Как вы в целом относитесь к идее размещения таких заводов на берегу Байкала? Готовы ли поддерживать таких инвесторов?
- Все, что мы можем на Байкале – это действовать в рамках законодательства. Это развитие туризма и размещение производств, которые Минприроды России признает экологически безопасными. Можно все, что обеспечивает туристическую сферу: гостиницы, отели, рестораны, магазины, производства пищевых продуктов и напитков, культура и спорт, развлечения, образование, деятельность в области информации и связи.
Главное в этом вопросе – целесообразность и соответствие генеральному плану развития территории. Зачем заводить какие-то производства, если они выбиваются из общей идеи? И, конечно, нормы природоохранного законодательства должны соблюдаться на всех этапах реализации проекта – не только во время работы предприятия, но и при его строительстве. Иначе никак!
Отвечая на ваш вопрос об инвесторах, могу сказать, что мы открыты к предложениям. Но если решу поддержать проект, то буду подходить к нему комплексно. К примеру, мне бы хотелось, чтобы вода, производимая на Байкале, разливалась в стеклянные бутылки. Во-первых, это переводит продукт в сегмент премиум-класса. Во-вторых, в Иркутской области есть ресурсы для создания стекольного производства – кварцевый песок. И есть такой опыт – в Тулуне когда-то был стекольный завод, и его можно снова открыть.
- Игорь Иванович, ранее вы говорили, что областные власти готовы рассмотреть возможность включения населенных пунктов, расположенных в границах Прибайкальского нацпарка, в ОЭЗ "Ворота Байкала" для их развития. Но для этого территориям необходимо установить свои границы. На каком этапе сейчас эта работа?
- В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории находится 78 населенных пунктов Иркутской области, входящих в состав Ольхонского, Иркутского и Слюдянского районов. Из них на сегодняшний день границы 37 населенных пунктов поставлены на кадастровый учет. Работа продолжается. Этот процесс неразрывно связан с внесением изменений в генеральные планы поселений. Правительство Иркутской области выступает здесь координатором. В еженедельном режиме межведомственная группа работает с органами местного самоуправления. И мы отмечаем положительную динамику.
В августе 2021 года были утверждены изменения в генплан Куретского муниципального образования Ольхонского района, границы входящих в его состав населенных пунктов поставлены на кадастровый учет. В ближайшее время планируется поставить на кадастровый учет границы населенных пунктов Бугульдейского муниципального образования Ольхонского района. Изменения в генплан были внесены в начале сентября.
Вопрос территориальных границ - многогранный и сложный. Но мы работаем, ищем пути. Нам нужны решения, которые снимут проблему на долгие годы и не приведут нас в тупик через 5 или 10 лет.
- Вы не раз отмечали мощный туристический потенциал в целом всей Иркутской области, подчеркивая, что, помимо Байкала, в регионе много других интересных мест и объектов, которые важно и нужно популяризировать. Реализуются ли сейчас какие-либо проекты в этом направлении?
- Конечно, Иркутская область невероятно богата и природой, и культурой. Интересных территорий и городов, которые могут стать самостоятельными туристическими точками, у нас очень много. Например, корпорацию Туризм.РФ серьезно заинтересовал Иркутск - его деревянное зодчество, история декабристов, уникальный Глазковский некрополь. Бытует такое мнение, что областной центр – это перевалочная база по дороге на Байкал. Но оно в корне не верно.
Мы также планируем обсудить с корпорацией включение Качугского района в перечень приоритетных туристических территорий и объектов. Там есть три значимых объекта: Шишкинские писаницы (уникальные петроглифы на скалистом берегу реки Лены – ИФ), село Анга, где расположен культурно-просветительский центр им. святителя Иннокентия (Вениаминова), и Верхоленск, откуда шло освоение северо-востока России.
Сейчас мы готовимся к реализации проекта "Турдесант", который должен помочь выявить интересные объекты в других территориях. В первую очередь, внимание будет направлено на Усольский, Черемховский и Заларинский районы. Там пройдут стратегические сессии. В результате мы получим четкий план: как развивать эти территории и как их продвигать на туррынке, чтобы привлекать инвесторов. Проект интересен тем, что в нем есть конкретный и измеримый результат - это отработка новых маршрутов и продуктов.
Мы рассчитываем, что местные жители также будут вовлечены в туристическую деятельность. Это не только источник дополнительных доходов. Это создание новой среды, новых смыслов и нового будущего.