Сибирь / Эксклюзив 28 сентября 2020 г. 15:47

Генеральный директор ассоциации "Честная позиция" Владимир Кашкин:

"Фальсификат на кабельном рынке станет прогнозируемым"

Ассоциации "Честная позиция" в 2020 году исполнилось пять лет. Все эти годы организация реализует в интересах электротехнических компаний несколько масштабных проектов. Один из них - "Кабель без опасности". Генеральный директор ассоциации Владимир Кашкин рассказал "Интерфаксу", насколько распространена в России некачественная кабельная продукция и когда она исчезнет с рынка.

"Фальсификат на кабельном рынке станет прогнозируемым"
Фото предоставлено ассоциацией "Честная позиция"

- Владимир Викторович, во сколько процентов "Честная позиция" оценивает долю фальсификата на рынке кабельной продукции?

- Прежде всего нужно понимать, в каких зонах эта проблема существует. Если мы говорим о кабелях, которые, например, поставляются на атомные станции, где есть приемка, большая зона ответственности, то там доля фальсификата стремится практически к нулю. Есть другой полюс, когда кабель покупается на строительном рынке или DIY-сетях, в небольших магазинах, то там критично другой уровень фальсификата.

Мы делим рынок на зоны и считаем, что больше всего подвержен фальсификату, в первую очередь, потребительский сегмент, а также рынок кабелей промышленного назначения - то, что используется в строительстве, в том числе, жилом. У многих застройщиков, монтажных организаций есть соблазн снизить свои издержки, получить больше денег за счет покупки более дешевого кабеля. Когда вы покупаете квартиру, вы не знаете, что проложено в стенах, а строительный контроль достаточно несовершенный и дает в эту зону поставлять фальсификат. Если есть спрос на такую продукцию, то, очевидно, есть и полукустарные предприятия. Кабель общебытового назначения - он достаточно прост в производстве.

Раньше в данной зоне у нас были зашкаливающие цифры по фальсификату. В отдельных регионах доля достигала 90%. Фактически потребитель был лишен покупки качественного продукта даже за нормальные деньги. На сегодняшний день, согласно мониторингу, который мы проводим в торговых каналах, например, Сибирского федерального округа, пропорции сильно изменились: 15-20% - это кабель с нарушениями.

- Если говорить о других сегментах рынка, где реализуются специализированные кабели - нефтепогружные, ж/д связи и другие - насколько там высок процент фальсификата?

- Все эти потребители имеют дополнительные системы сертификации. Если вы хотите поставить кабель в "Газпром", "Роснефть", РЖД и другие госмонополии, то у них есть дополнительные инструменты контроля. Говоря о специализированных кабелях, мы должны понимать, что здесь гораздо выше зона ответственности. Отказ работы кабеля или его разрушение раньше эксплуатационного срока очень сильно ударит по репутации поставщика. Также такой кабель сложен в производстве.

Мы проводили анализ в интересах нефтяных компаний, закупали нефтепогружной кабель у всех основных заводов-производителей. Анализ проходил в режиме сравнительных испытаний в крупном центре в Москве, параллельно мы отдавали образцы в Республику Белоруссия. Мы выявили ряд нарушений, касающихся не параметров безопасности, а эксплуатационных характеристик. Хотя, возможно, для подобных кабелей эти характеристики наиболее важные, потому что отклонение от параметров может, например, привезти к отказу дорогостоящей буровой установки.

- При этом большинство монополий обязаны проводить тендеры на публичных площадках, где победить может кто угодно. Есть ли в таких случаях риски, что контракт выиграет производитель некачественного товара?

- Очень важно понимать, что специфичные виды кабелей из-за своего сложного производства имеют очерченный круг производителей. При этом работа каждой крупной компании сопровождается строительством инфраструктуры. Мы опять приходим к общестроительным работам, где пул поставщиков кратно вырастает. Заказчик зачастую покупает не кабель, а услугу, и на этом этапе возникает поле для различных манипуляций.

Повторюсь: в герметичной зоне атомной станции, в вагоне локомотива или на буровой станции, скорее всего, проблем с кабелями не будет, но вся инфраструктура, которая это обеспечивает, что происходит в различных вспомогательных сооружениях - вопрос. Для компаний это становится полем существенных затрат. Мы видим, что статистика МЧС упорно не меняется из года в год, что треть всех пожаров в стране происходят из-за коротких замыканий или, как называют специалисты, аварийного режима или сбоя работы электросетей. Это оно и есть - некачественное оборудование или кабель.

- Во время пандемии крупные производители кабельной продукции пересмотрели свои экономические модели ведения бизнеса. Не повлияло ли это на всплеск фальсификата на рынке?

- Когда случилась пандемия, многие застройщики и крупные заказчики начали урезать свои инвестпрограммы. Кабель всегда идет вслед за стройкой. Это большой цикл, и когда происходит сбой, то это влияет на всех участников цепочки. Когда в стране практически остановилась стройка, это вызвало опасения и переживания среди производителей, потому что для них это - отложенный спрос на несколько месяцев.

Были опасения, что на фоне пандемии мы откатимся к ситуации 2015-2016 годов, когда было засилье фальсификата. Сказать, что эти опасения сбылись, мы не можем, но и сказать, что ситуация не пошла по такому сценарию, тоже сложно. Одно можно сказать с уверенностью: консолидированная часть рынка в лице основных производителей и дистрибьюторов не собирается отступать и играть в угоду экономической конъюнктуре, потому что это большие репутационные и экономические риски. То, что, возможно, возникнет желание у части производителей воспользоваться тяжелой экономической ситуацией и окунуться в эту мутную воду на фоне снижения спроса, - мы это тоже понимаем.

- Как меняются методы производителей фальсификата? Это по-прежнему некачественная продукция, реализуемая на "сером" рынке, или товары начали подделывать под крупные бренды?

- Происходит довольно логичный процесс, который проходили многие страны. Мы фиксируем, что раньше боролись с проблемой именно фальсификата - несоответствия техническим параметрам. Сейчас по мере выравнивания рынка мы видим, что участились случаи контрафакта - подделки под бренд. В этом году у нас уже три обращения в правоохранительные органы, в том числе, от одного предприятия холдинга "Кабельный альянс". Мы встречаем случаи подделки продукции или сертификатов. Это происходит потому, что на рынке существует доверие к определенному производителю с узнаваемым и уважаемым брендом, а также есть компании, которые пытаются поступать недобросовестно.

Определенная структура правонарушений изменилась. Раньше тема фальсификата была общей для рынка, и даже крупные производители имели некие сателлиты, компании-призраки. После старта нашего проекта были достигнуты договоренности на рынке, что компании перестают заниматься своими "заводами-фантомами". Сейчас мы подошли к тому, что производителям не выгодно работать по такой модели, потому что мы выстроили с госорганами определенные механизмы контроля. Остались только кустарные производства простейших видов кабелей.

- При этом плоды их деятельности еще можно встретить в мелкой рознице и даже крупных DIY-сетях. Как вы решаете данную проблему?

- Мы проделали огромный путь с "Леруа Мерлен", произведена целая ротация поставщиков. Сейчас туда попали, в том числе, члены нашей ассоциации. Ситуация двух-трехлетней давности в "Леруа Мерлен" и та, что сейчас, - абсолютно разные полюса. На сегодняшний же день мы четко понимаем, что данная сеть - зона, где можно покупать качественный кабель.

Проблема в мелкой рознице тоже решается, но нужно понимать, что это - не основной канал сбыта. С точки зрения долей рынка этот сегмент не оказывает серьезного давления. Объемы производств кабельных заводов реализуются либо напрямую через дилеров или субдилеров, либо через крупные федеральные сети, которые торгуют не только кабелем, а обширной линейкой продукции - розетки, свет, автоматические выключатели и так далее.

- Какие механизмы готова предложить "Честная позиция", чтобы не допустить внезапного роста количества фальсификата на рынке?

- Сейчас мы запускаем новый проект по внедрению системы входного контроля у дистрибьюторов. Целый ряд компаний, которые реализуют кабель по совершенно разным каналам, столкнулись с проблемой фальсификата. Мы вместе разработали определенную методику, дистрибьютеры закупили специальное оборудование и установили его у себя в распределительных центрах. Фактически они стали перепроверять поставщиков. При этом существовала проблема, что каждая компания вела свой учет, формировала свой массив данных, практически отсутствовал обмен информацией. Еще одна проблема: если компания-дистрибьютор выявляла брак при поставке, она его возвращала производителю. Контроля за утилизацией фальсифицированной продукции не существовало, поэтому позже она снова попадала в оборот через другие каналы, где нет серьезных механизмов входного контроля.

На уровне ассоциации мы утвердили проект, провели большое количество переговоров со многими владельцами крупных компаний. На сегодняшний день около 10 дистрибьюторов дали согласие на объединение всех данных в единую систему. Обмен информацией будет осуществляться на единой электронной площадке. Будет разработан алгоритм утилизации некачественной продукции, механизм дополнительных проверок - сложных глубоких испытаний, которые невозможно провести у дистрибьюторов. Это также позволит выдвинуть дополнительные требования к поставщикам.

Охватив основную часть дистрибуции кабельной продукции, мы сможем консолидировать поставщиков, ранжировать их определенным образом. По мере работы системы будет четко видно, какое предприятие стабильно поставляет качественную продукцию целому ряду дистрибьюторов, а какое в силу каких-то причин сталкивается с проблемами. В таком случае им надо либо помочь, либо им надо уйти с рынка. Система консолидирует отрасль, уберет недоверие и невозможность обмена информации между крупнейшими потребителями, и для нас высвобождает силы и средства для воздействия на проблемные регионы и каналы сбыта. Я думаю, что данную платформу мы запустим уже в 2021 году, и это станет очередным шагом по изживанию проблемы фальсификата.

- Наверняка запуску такого проекта предшествовала большая работа?

- Да, сейчас это просто сложилось воедино. Это касается алгоритма проверки качества. Сегодня он - общий, он утвержден, действует в строгой юридической процедуре. По сути, нам пришлось выстроить его с нуля, потому что раньше его фактически не существовало.

Второе - это то, что была разработана специальная методика входного контроля и проверки качества, которую сейчас распространяем на рынке. Мы даем возможность компаниям создать у себя такую систему, чтобы они сами могли проверять продукцию. Если вы являетесь крупным потребителем, то можете сами выстроить достаточно простые механизмы с низкими затратами, которые позволят в значительной степени избежать попадания к вам фальсификата.

Наша задача - имея пул таких компаний, дооснастить остальных участников рынка алгоритмами и собрать их в общую систему. Предшественником этому были системы, созданные в Западной Европе. Мы хотим выстроить ее аналогичным образом, создать собственный знак качества, который вырастет непосредственно из отрасли.

- Кто уже готов присоединиться к вашей системе входного контроля?

- Это порядка десяти крупнейших дистрибьюторов. Еще с рядом мы ведем переговоры, они для себя определяются. Помимо членов ассоциации "Честная позиция" к системе присоединится "Российская ассоциация электротехнических компаний " (РАЭК). Все ее основные участники уже дали согласие на вступление. Я думаю, по мере реализации и запуска системы мы дойдем до целого ряда региональных дистрибьютеров.

Система привлекает своей простотой. Она не требует какого-то сложного оборудования. Она достаточно дешевая в реализации. По крайней мере, основные характеристики кабеля достаточно просто проверить. Система серьезно снизит риски и даст дополнительные инструменты маркетинга.

- После запуска системы, на Ваш взгляд, насколько уменьшится процент некачественной продукции на рынке?

- Думаю, в ближайшие годы доля фальсификата станет критично низкой, в режиме погрешностей, с прогнозируемой долей брака. По аналогии с алкоголем, производство некачественного кабеля должно стать вульгарным явлением. Мы понимаем, что кто-то где-то у себя в гараже сможет что-то производить, но повлияет ли это существенно на рынок? Нет. Возможно ли продавать такую продукцию на полке приличного магазина? Нет.

- На чем сконцентрируется "Честная позиция" после запуска данной системы? Может быть вы планируете разработать нечто аналогичное для простых покупателей?

- Электронная площадка, которую мы запускаем, будет являться корпоративным ресурсом. Для удобства потребителей нужна служба единого окна, где он сможет получить ответ на любой вопрос о кабельной продукции, проверить сертификат и так далее. Зоны применения кабельной продукции совершенно разные. Наша задача - упаковать это в единый продукт, которым будет удобно пользоваться.