О существенных переменах в сфере отечественного горно-шахтного машиностроения "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ООО "Объединенные машиностроительные технологии", член научно-технического совета Минэнерго РФ, почетный шахтер РФ Владимир Добрыдин.
- Владимир Васильевич, на рынке горно-шахтного оборудования (ГШО) России на протяжении десятилетий было засилье иностранных производителей. Еще пару лет назад примерно 70% рынка подземного оборудования занимали польские производители, объединенные под брендом FAMUR, в режиме разовых сделок крупное оборудование угольным компаниям поставляли китайские компании. И только 10% приходилось на российских производителей. В прошлом году европейские конкуренты сами покинули рынок. Охарактеризуйте, как эксперт, нынешнюю расстановку сил на этом рынке.
- Это - иллюзия, что западный бизнес полностью ушел с нашего рынка. Крупные бренды, конечно, вынужденно свернули бизнес, а мелкие компании адаптировались.
Конкретные объемы и доли рынка мы сможем оценить только в конце текущего года. Наша техника имеет длительные сроки изготовления, к тому же в первый год обвального санкционного давления многие российские сырьевые предприятия ждали, что скоро "станет все по-прежнему" и откладывали покупки техники или искали - и находили - другие пути сотрудничества с привычными контрагентами. Освободившуюся нишу российского рынка начали активно занимать китайские машиностроители, располагающие своими эффективными и доступными финансовыми инструментами при государственной поддержке.
В этом году мы видим, что российские производители наращивают присутствие на рынке - мощности заводов загружены заказами. Из-за этого кратно увеличиваются сроки поставки деталей. Например между заказом и поставкой российских редукторов сейчас - до 8 месяцев, раньше, в среднем, было 3 месяца. Так что от спорадических заказов переходим к долгосрочному планированию. Это, безусловно, позитив. Наш завод в Киселевске - системный производитель крепей, и у нас дефицит мощностей - впервые с 2006 года (год ввода первой очереди предприятия - ИФ) спрос превышает наши технологические возможности. Мы уже перегружены в части процессов механической обработки, небольшой резерв остался на сварочном производстве. Кстати по сравнению, например, с 2018 годом кардинально поменялось соотношение выручки от выпуска новой продукции и от ремонтов. Сейчас мы сосредоточены на развитии новых производств - конвейерные системы, крепи, металлургическое оборудование, нестандартные конструкции.
В числе позитивных тенденций, ставших следствием перемен на рынке, могу назвать высвобождение высокопрофессиональных кадров - инженеров, технологов, механиков, которых на протяжении несколько лет европейские конкуренты переманивали к себе в российские представительства менеджерами. Теперь конкуренты ушли, а специалисты остались и вынужденно занялись организацией независимых сервисных компаний. У них есть база клиентов, понимание потребностей в обслуживании и деталях, и сейчас они формируют новую логистику, базу иностранных и российских производителей. То есть в какой-то степени они взяли на себя роль интеграторов. У ОМТ такие сервисные центры тоже размещают заказы на изготовление в порядке реверс-инжиниринга отдельных узлов и элементов.
- Больше 10 лет на совещаниях разного уровня говорилось о необходимости кооперации предприятий горного машиностроения, как о важнейшем условии для повышения конкурентоспособности в рамках импортозамещения. Есть ли какие-то подвижки в этом процессе?
- Предполагалось, что роль интегратора на себя возьмет государство, способствуя формированию отрасли горно-шахтного машиностроения как цельного технологического сообщества. Но сейчас должно прийти понимание, что отраслевую принадлежность определяют, в первую очередь, конструкторские компетенции и только потом - совокупность имеющихся производств. Кооперация позволяет сделать более доступными технологические компетенции без масштабных инвестиций и сосредоточиться на совершенствовании производственных процессов.
Основой для развития кооперационных связей будут открытость к сотрудничеству и формирование устойчивого горизонтального взаимодействия. Вообще именно инициатива предприятий, желание развиваться и готовность к выходу из традиционных "отраслевых" рамок, наблюдаемые сейчас, внушают определенный оптимизм по отношению к перспективам технологического развития страны.
- Насколько машиностроительная отрасль в состоянии со своей стороны участвовать в обеспечении технологического суверенитета России?
- Обеспечение технологического суверенитета должно, в первую очередь, стать социальным процессом! По сути нам нужна технологическая мобилизация - приведение всех производственных процессов в соответствие с новой, логичной и справедливой картиной мира. Да, необходимы срочные изменения в профессиональной подготовке - от рабочих профессий до высших управленцев. Да, нужно решать актуальную проблему катастрофической утечки кадров из моногородов. И многое, многое другое. Главное - нам всем нужно осознать себя гражданами своей страны, осознать общую ответственность за ее будущее, готовность сотрудничать друг с другом, готовность много работать.
В целом сейчас открылось уникальное "окно возможностей" на фоне глобальных мировых перемен, и Россия должна занять достойное положение, стать лидером не только в политике, но и в экономическом и технологическом развитии - у нас есть все ресурсы, нужно преодолеть дефицит воли и кризис взаимного доверия. А еще - внутренне отказаться от патерналистской этики, перестать возлагать на государство ответственность за любые наши проблемы и одновременно видеть в нем единственную возможность их решения.
Ответственность и сотрудничество - такой должна стать общая идея социальных процессов в стране. А машиностроительная отрасль - да, в состоянии (это сделать - ИФ). Как часть общества и как основа такого суверенитета.
- На выставке "Уголь России и Майнинг-2023" ОМТ представили отвалообразователь, разработанный по заказу министерства промышленности и торговли РФ. Первая модель отвалообразователя будет выпущена в этом году. Насколько сложно в нынешних условиях создавать новое?
- Минпромторг софинансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в горной отрасли, стимулируя не просто создание новой техники, но и применение новых технологических решений. Что касается ОМТ, это первый, заказанный государством образец, была задача создать новую технологию эффективного управления угольным складом с учетом экологической составляющей.
По сути мы сконструировали отвалообразователь дважды: сначала планировали использовать импортные детали, а потом пришлось все заменять на отечественные. И нам это удалось. Теперь даже высокотехнологичные узлы и элементы - опорно-поворотное устройство и электронная система управления - российские, доля иностранного компонента свелась к погрешности. В этом году запустим отвалообразователь в эксплуатацию.
Мы надеемся, что практика сотрудничества с Минпромторгом будет продолжена. Например, стране нужна линейка очистных комбайнов нового уровня.
- На совещаниях в рамках выставки "Уголь России и Майнинг-2023" озвучивалось предложение создать в Кузбассе испытательный центр для проверки ГШО (горно-шахтное оборудование - ИФ) на промбезопасность. Идея испытательного центра в Кузбассе уже больше 10 лет обсуждается на заседаниях разного уровня. По Вашему мнению - насколько она еще актуальна?
- Раньше идея общего полигона была актуальной. Отечественные машиностроители хотели показать, что их техника может работать не хуже импортной. Сейчас эта идея устарела. Больше нет времени на длительные полигонные испытания, равно как нет и денег на содержание полигонной инфраструктуры. Современные конструкторские технологии позволяют с применением искусственного интеллекта моделировать нагрузки, технологические процессы. Внедрение нового должно быть мгновенным. К тому же угледобывающие предприятия начали принимать в опытно-промышленную эксплуатацию образцы новой техники российского производства, проверяя ее работоспособность в условиях реальной геологии.
Что действительно актуально, так это усиление роли заказчиков в деле разработки новой техники. Многие годы угольщики получали от зарубежных производителей готовый продукт, не вникая в технологические процессы, избегая какой-либо ответственности. Да и сегодня, по привычке может быть, у отдельных руководителей есть огромное желание и дальше не принимать самостоятельных решений, просто сменив западных "учителей" на восточных.
Серьезными стимулами для быстрого внедрения новой техники могут стать система поощрения производителей и потребителей, а также страхование внедренческих рисков. Кстати, в прошлом такая практика успешно действовала. Когда я после учебы пришел работать на шахту, у нас целый коллектив участка был лауреатом Госпремии СССР за внедрение очистного механизированного комплекса нового поколения!
Сейчас сложилась ситуация, когда производителям и потребителям надо обоюдно выстраивать процесс сотрудничества. И мы видим первые примеры вовлечения заказчиков в процессы создания нового отечественного оборудования с нуля, они готовы тоже брать на себя ответственность за инженерные решения.
Участники рынка понимают, что суверенитет можно выстраивать только опираясь на профессионализм, ответственность и надежное партнерство.