Сибирь / Эксклюзив 31 мая 2024 г. 17:21

Гендиректор "МПГ Сибири" Алексей Миллер:

"Наибольший потенциал для применения газомоторного топлива в СФО - у Кузбасса"

Об основных перспективах развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) в Сибири "Интерфаксу" рассказал Алексей Миллер, председатель подкомитета по ГМТ Кузбасской ТПП, гендиректор ООО "Мобильный природный газ Сибири" - компании-партнера ООО "Газпром газомоторное топливо".

"Наибольший потенциал для применения газомоторного топлива в СФО - у Кузбасса"
Автор фото Наталья Афанасьева, компания "МПГ Сибири"

- Алексей Викторович, подкомитет по ГМТ Кузбасской ТПП создан осенью 2023 года. Какие задачи поставлены перед этой структурой, какие мероприятия запланированы на ближайшую и долгосрочную перспективу?

- Напомню, в сентябре 2022 года в составе Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России был создан профильный подкомитет по ГМТ. Он призван всестороннее содействовать развитию рынка ГМТ, созданию благоприятных условий для бизнеса и привлечению инвестиций, регулированию нормативно-технической и законодательной базы, развитию деловых связей и кооперации среди всех субъектов рынка ГМТ России, а также взаимодействию с зарубежными партнерами. Подкомитет ведет вспомогательную работу по исполнению основных поручений президента Российской Федерации в части развития рынка ГМТ.

Аналогичный подкомитет создан в составе Кузбасской ТПП. В числе его задач - координация работы субъектов регионального рынка ГМТ; снятие барьеров, препятствующих его развитию; формирование предложений и реализация необходимых мер с учетом мнения всего бизнес-сообщества Кузбасса и органов власти. В состав подкомитета вошли топ-менеджеры большинства компаний, обеспечивающих производство сжиженного и копримированного природного газа (КПГ и СПГ) и развитие заправочной инфраструктуры в Кузбассе, главы региональных дилеров крупнейших автопроизводителей и компаний по переоборудованию транспорта с дизеля на газ, руководители транспортных компаний, организаций высшего и среднего профессионального образования, научных организаций.

В ноябре 2023 года подкомитет принял активное участие в работе Международной научно-практической конференции "Развитие производительных сил Кузбасса" и направил ряд значимых предложений для формирования стратегии развития региона. В 2024 году подкомитет продолжает активную работу с потенциальными потребителями ГМТ в сегментах муниципального и коммерческого транспорта, угледобывающими предприятиями и с другими участниками рынка, а также с органами законодательной и исполнительной власти.

МПГ Сибири - это виртуальный трубопровод

- Какая задача у проекта "мобильный природный газ Сибири" и у компании "МПГ Сибири"?

- Роль "МПГ Сибири" стратегическая - ускорение развития рынка ГМТ через формирование спроса в негазифицированных территориях, в том числе, для будущего развития стационарной сети. Компания является единственным официальным партнером ООО "Газпром газомоторное топливо" по реализации КПГ в негазифицированных территориях Кузбасса и Новосибирской области. Доставка газа производится с АГНКС с помощью передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ). "МПГ Сибири" - это, по сути, виртуальный трубопровод.

Кузбасс, где в 2021 году начала работать компания "МПГ Сибири" - промышленный регион с высокой концентрацией как промпредприятий, так и населенных пунктов, а значит, и большим количеством транспорта, для которого необходимо много топлива. При этом возможность строительства стационарных АГНКС в регионе есть пока только в Кемерово, Новокузнецке и Юрге. Остальные территории не газифицированы. Аналогичная ситуация в разной мере актуальна и для Новосибирской области, для Сибири, Дальнего Востока, в какой-то мере - для Урала и других регионов.

- По Вашим данным, насколько востребовано ГМТ в РФ среди промпредприятий и муниципальных потребителей? Какие перспективы у этого вида топлива?

- Общая реализация ГМТ в РФ увеличилась за 11 лет (с 2012 по 2023 годы) в 3,7 раза - до почти 1,5 млрд кубометров. Количество заправочных станций выросло почти в 3,5 раза - с 240 до 836. С 2015 года только российскими производителями выпущено более 60 тыс. единиц серийных транспортных средств на ГМТ, еще порядка 69 тыс. автомобилей переведено на ГМТ. Кроме того, около 40 тыс. автомобилей суммарно планируется произвести и перевести на ГМТ в 2024 году. Растет применение сжиженного природного газа (СПГ) на карьерном, железнодорожном и водном транспорте, сельхозтехнике, увеличиваются производственные мощности отечественных предприятий по выпуску газозаправочного оборудования. Развивается серийная линейка карьерных самосвалов "БелАЗ" на СПГ.

Действуют различные госпрограммы поддержки и субсидирования для разных групп потребителей с целью развития рынка ГМТ: "Народное топливо", "Чистый воздух", "Чистая энергетика, "Безопасные и качественные дороги". Эти программы облегчают закупку транспорта или его перевод на ГМТ. В соответствии с поручениями президента РФ Минэнерго России совместно с ПАО "Газпром" разрабатывают программу развития рынка газомоторного топлива в РФ до 2035 года (в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования). В числе целевых показателей госпрограммы - увеличение потребления ГМТ (КПГ и СПГ) к 2035 году до 15 млрд кубометров (куб/м).

Углепром как основной драйвер развития рынка ГМТ

- Сколько ГМТ было реализовано в 2021, 2022 и 2023 годах в Сибири и на Дальнем Востоке, чем объясняется динамика? В каких регионах наибольший потенциал для роста, за счет чего?

- Если говорить о КПГ, его общая реализация в Сибирском федеральном округе (СФО) увеличилась со 107 млн кубометров в 2021 году до 130 млн куб/м в 2023 году (рост на 21,5%).

Потребление ГМТ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в 2021-2023 годах можно оценить по динамике реализации КПГ сети "Газпром газомоторное топливо": показатель вырос с 7 до 14 мл куб/м. В 2023 году в Южно-Сахалинске сдана в эксплуатацию новая АГНКС "Газпром газомоторное топливо" - третья по счету, строится еще одна - частная. Правительство Сахалинской области совместно с "Газпром газомоторное топливо" реализует масштабные мероприятия для развития заправочной инфраструктуры и перевода на ГМТ всего автотранспорта региона.

Динамика потребления зависит от таких факторов, как развитость инфраструктуры, уровень спроса на КПГ, отношение региональных власти к развитию рынка ГМТ, наличие или отсутствие программ поддержки для перехода на ГМТ. Наибольший потенциал развития применения ГМТ мы видим в Сибири - в первую очередь, за счет Кузбасса.

- Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. Как сейчас можно охарактеризовать рынок ГМТ в Кемеровской области? Сколько потребляется газа транспортом региона, в том числе, на АГНКС и в негазифицированных территориях?

- Потребление КПГ в Кемеровской области с 2017 года выросло более, чем в 2,5 раза и достигло в 2023 году 45 млн куб/м (в том числе 42 млн куб/м - потребление через АГНКС). Это, главным образом, результат работы региональных властей по увеличению парка муниципального пассажирского транспорта на КПГ. В настоящее время в регионе работает порядка 785 автобусов на природном газе (около трети всего парка), в то время как до 2017 года газовых автобусов было несколько единиц. Доля потребления КПГ легковым и легким коммерческим транспортом незначительна.

Кузбасс является одним из лидеров не только в СФО, но и в РФ, в целом, по динамике потребления КПГ и загрузке станций, лидером СФО по количеству АГНКС. В регионе действует 12 АГНКС, 5 из них открыты в 2020-2023 годах (в том числе 2 частные) суммарной производственной мощностью более 120 млн куб/м КПГ. До 2026 года планируется строительство "материнской" АГНКС (специально оснащенной для отгрузки КПГ в ПАГЗ) годовой мощностью около 20 млн куб/м в пос. Демьяновка (центральная часть Кемеровской области). За счет этой АГНКС "МПГ Сибири" сможет обеспечивать потребителей КПГ в радиусе до 120 км от нее, то есть охватит всю центральную часть региона. На севере региона, как я уже говорил, газифицированы Кемерово и Юрга, на юге - Новокузнецк.

В негазифицированные территории компанией "МПГ Сибири" осуществляется поставка КПГ в режиме 3 млн куб/м в год, резерв мощностей для поставки имеется. При этом отмечу, что потребление КПГ транспортом промышленных и угледобывающих предприятий региона пока только развивается, но потенциал весьма значительный. КПГ в качестве топлива подходит для всего вспомогательного автотранспорта угледобывающих предприятий, которой в регионе несколько тысяч единиц. Затраты на КПГ примерно на 40-55% ниже в сравнении с затратами на нефтяное топливо (в зависимости от того, заправляются ли машины на стационарной или мобильной заправке).

- Какая ситуация в регионе с потреблением СПГ, который применяется, главным образом, как топливо для карьерного транспорта? По вашим данным, какая часть карьерных самосвалов угольных предприятий региона в настоящее время переведена на газ? Сколько потребляет в год один среднестатистический большегруз (не важно, чьего производства) наиболее востребованной грузоподъемности - 220 тонн?

- Кузбасс занимает в России лидирующие позиции по использованию СПГ на карьерном транспорте. В регионе эксплуатируется около 3,5 тыс. карьерных самосвалов грузоподъемностью от 40 до 360 тонн, основная доля машин имеет грузоподъемность 130-220 тонн. Потенциал применения СПГ на карьерном около 300 тыс. тонн СПГ в год, однако, в настоящее время карьерный транспорт потребляет лишь 9 тыс. тонн СПГ в год (эквивалентно 12,5 млн куб/м природного газа), что составляет лишь 3% от потенциала.

По имеющимся данным, парк самосвалов БелАЗ-7513 (грузоподъемность 130 тонн), которые работают в смешанном цикле (дизель + СПГ), составляет 60 единиц, еще 11 БелАЗ-7558H грузоподъемностью 90 тонн эксплуатируется с полностью газовыми двигателями.

Отмечу, что для 130-тонных самосвалов (работают в смешанном цикле дизель+СПГ) применяются запатентованные технические решения, разработанные кузбасской компанией "ТехноЭко". Они созданы в 2017 году, когда в регионе начало развиваться применение ГМТ на карьерном транспорте.

Насколько известно, проводятся испытания для перевода БелАЗ-7530 (грузоподъемностью 220 тонн) на работу в смешанном цикле с СПГ. С 2024 года планируются испытания самосвала грузоподъемностью 130 тонн с газопоршневым двигателем. Как ожидается, в июне на международной специализированной выставке технологий горных разработок "Уголь России и Майнинг" будет представлен опытный образец такого БелАЗа. Кстати, недалеко от стенда компании "БелАЗ" разместится и стенд ООО "МПГ Сибири".

На потребление любого вида топлива большое влияние оказывают условия эксплуатации техники, режимы и интенсивность использования. В средних условиях годовое потребление для БелАЗа грузоподъемностью 130 тонн в смешанном цикле (дизель + СПГ) составляет около 120 тонн СПГ в год, для полностью газопоршневого - около 480-500 тонн СПГ в год, для "БелАЗа" грузоподъемностью 220 тонн - около 185 тонн и 750 тонн СПГ, соответственно. Но это очень примерные цифры.

- Какие угледобывающие компании Кузбасса наиболее активно используют для открытых горных работ (ОГР) технику на СПГ?

- Наиболее выраженный курс на развитие СПГ демонстрирует "Кузбассразрезуголь", который эксплуатирует карьерный транспорт подрядных организаций на СПГ, участвует в испытаниях новых решений.

Кроме того ООО "Ресурс", ООО "Инвест-углесбыт" и транспортная компания "Автоколонна-2015" расценили природный газ как эффективное топливо и успешно развивают его применение. Все перечисленные компании работают в этом направлении с 2017 года, именно они и вывели Кузбасс на лидирующие позиции в части применения СПГ на карьерном транспорте.

Заинтересованность в применении ГМТ проявляют и другие компании.

- Вы озвучили потенциал потребления СПГ в Кузбассе в объеме 300 тыс. тонн в год за счет перевода карьерной техники, это не мало. Есть ли в регионе необходимые мощности для производства такого объема топлива?

- Частично эти мощности уже есть. Кроме того, ведется активная работа по их увеличению. Так, завод "Сибирь-Энерго" производит порядка 12 тыс. тонн СПГ в год и планирует рост производственной мощности в несколько раз. В созданной ОЭЗ "Кузбасс" компания "Криогаз" строит завод мощностью более 80 тыс. тонн СПГ в год, старт выпуска продукции намечен на ближайшие годы. "Газпром" планирует строительство завода для переработки метана угольных пластов.

Таким образом, за короткий срок в регионе сформированы все условия для расширения использования ГМТ - созданы существенные мощности по производству КПГ и СПГ, развивается стационарная и мобильная заправочная инфраструктура.

Приоритет для "газовых" подрядчиков

- В настоящее время угледобывающими предприятиями востребована лишь небольшая часть имеющегося объема КПГ, парк техники, работающий на СПГ, также невелик. С чем, по Вашему мнению, это связано?

- Ряд названных уже угледобывающих предприятий на протяжении многих лет использует карьерную технику на СПГ и вспомогательную на КПГ, однако, для большинства угольных компаний транспорт на природном газе остается недостаточно изученным, соответственно, отношение к нему осторожное. Плюсом к этому - многие предприятия недоинформированы о действительных масштабах развития в регионе и стране рынка ГМТ за последние 5-7 лет и его перспективах. Кроме того, перевод собственной карьерной техники на СПГ подразумевает комплексное технического перевооружение, что требует значительных вложений, переобучения персонала, формирования собственной заправочной инфраструктуры СПГ.

Вместе с тем работа угледобывающих компаний в значительной степени обеспечивается транспортом подрядных организаций - карьерным и вспомогательным. С учетом этой практики действующий министр энергетики РФ Сергей Цивилев, находясь в должности губернатора Кемеровской области, недавно обратился к руководителям угледобывающих предприятий с предложением: при выборе подрядных организаций предоставить приоритет тем из них, кто использует транспорт на ГМТ, рассмотреть возможность заключения с ними долгосрочных контрактов. От угольщиков в данном случае не требуется никаких инвестиций, им не нужно форсировать единовременный перевод своей техники на газ, вкладываться в развитие заправочной инфраструктуры (только содействовать в рамках добровольного сотрудничества). В свою очередь для транспортных компаний такой шаг мог бы означать наличие долгосрочных стратегий, целесообразность вложения средств в приобретение машин на СПГ и КПГ без опасения потом, что называется, остаться "не у дел". Подчеркну, что речь может идти не только о подрядчиках, которые выполняют перевозки карьерным транспортом на участках открытых горных работ на разрезах, но и о тех, кто доставляет уголь автосамосвалами общего назначения до станций погрузки, это касается и компаний, которые обеспечивают доставку сотрудников автобусами и вахтовыми автомобилями, заняты на вспомогательных работах.

В комплексе эти меры позволят улучшить в регионе и бизнес-климат, и экологическую ситуацию. Потребление 10 млн кубометров газа позволяет отказаться от почти 7 тыс. тонн дизтоплива и сократить выбросы в окружающую среду на 3,4 тонны оксида углерода, 400 кг углеводородов и 200 кг окислов азота. Применение ГМТ снижает задымленность в 9 раз. Напомню также, что газовое топливо относится к самому низкому среди всех топлив классу опасности (четвертому). На работающих на КПГ во всем мире и России автомобилях (а это - миллионы автомобилей) случаев возгораний газа не зафиксировано, даже при столкновениях и ДТП.

- Какие еще факторы являются сдерживающими для распространения ГМТ в Кузбассе, СФО и, в целом, в РФ?

- В числе основных сдерживающих я бы обозначил три фактора. Первый - кратно более высокие ввозные таможенные пошлины на газовый транспорт: дизельные самосвалы ввозятся с пошлиной 5%, а самосвалы на ГМТ - около 15%. Если посмотреть статистику импорта в РФ тяжелых автосамосвалов за 2023 и предыдущие годы, то мы увидим тысячи ввезенных единиц, но практически все они - дизельные.

Второй фактор касается финансирования мощностей по производству СПГ. Сегодня СПГ не входит в перечень приоритетной продукции, производителям которой могут быть предоставлены заемные средства по льготным ставкам. Третьим фактором я бы назвал сложности, связанные с неполным пока замещением отечественными производителями тех комплектующих, которые выпускали ушедшие с рынка западные компании. Но это касается не только газозаправочного оборудования, но и других отраслей. Кроме того, российские производители имеют хорошие компетенции, и сегодня отечественная промышленность активно развивается в этом направлении.

У электротранспорта другая "целевая аудитория"

- Как Вы оцениваете потенциал Сибири и Дальнего Востока в части потребления природного газа в негазифицированных территориях?

- Предметная оценка потенциала негазифицированных территорий всей Сибири не проводилась. Основные точки роста в СФО, безусловно, Кузбасс и Новосибирская область.

Дополнительный потенциал Кемеровской области по потреблению КПГ вне АГНКС составляет около 80 млн куб/м в год (сегодня городах области потребляется 42 млн куб/м). Рост ожидается за счет перевода на КПГ вспомогательного транспорта угледобывающих предприятий и муниципального пассажирского транспорта. Потенциал КПГ в Новосибирской области - более 15 млн куб/м КПГ для вспомогательного транспорта промышленных предприятий.

На Дальнем Востоке вопрос обеспечения КПГ Сахалинской области прорабатывался "МПГ Сибири" совместно с "Газпром газомоторное топливо" и правительством региона. В 2023 году нами были предложены варианты концепции по негазифицированным территориям, которые преобладают в регионе - их потенциал составляет 70% от общего потенциала, равного 12 млн куб/м. Часть предложений включена в Дорожную карту развития применения ГМТ до 2030 года, решения реализовываются уже в текущем году. Отдельной оценки требует потенциал применения СПГ на угледобывающих предприятиях (в первую очередь, в компании "ВГК").

- Сколько газа поставила "МПГ Сибири" потребителям в 2021, 2022, 2023 годах? Сколько машин в распоряжении у компании, есть ли планы по расширению парка? Ранее Вы анонсировали выход на рынки других регионов, удалось ли реализовать эти задачи?

- Поставки начались с 1,6 млн куб/м в 2021 году, в 2022-2023 году составляли по 2,5 млн куб/м.

Парк "МПГ Сибири" сегодня включает 7 единиц ПАГЗ (в том числе 3 машины - емкостью по 7 тыс. куб/м КПГ, две - по 5 тыс. куб/м, еще 2 - по 3 тыс. куб/м). За счет этого и другого имеющегося дополнительного оборудования есть возможность увеличить поставки КПГ до 6 млн кубометров в год - это уже вдвое выше фактического спроса. Несмотря на это, мы планируем увеличение парка ПАГЗ и закупку оборудования по мере увеличения спроса на ГМТ.

Для бесперебойной поставки КПГ разным потребителям и сбалансированной загрузки станций требуется централизованная логистика. "МПГ Сибири" в постоянном режиме взаимодействует со службами Сибирского филиала "Газпром газомоторное топливо", в зону ответственности которого входят СФО и ДФО. Такой порядок взаимодействия позволяет своевременно обеспечивать потребителей газом, в том числе, в периоды проведения ТО и ремонтов газового трубопровода, когда заправка КПГ на некоторых АГНКС Кузбасса затруднена.

В 2024 году мы начали работать на рынке Новосибирской области, намерены развивать поставки для региона, сегодня вопрос обеспечения КПГ активно прорабатываются совместно с крупными промышленными предприятиями. В перспективе намерены выходить и в другие регионы, однако детали я пока раскрыть не готов.

- Вы отметили, что ГМТ может конкурировать с дизтопливом за счет более низкой стоимости и экологичности. А выдержит ли ГМТ конкуренцию с электротранспортом, который сейчас также набирает популярность?

- Думаю, что у транспорта на ГМТ и электротранспорта разная "целевая аудитория". Электротранспорт рассчитан, в основном, на агломерации. Транспорт на КПГ - более мощный, подходит для интенсивного использования: это автобусы, коммунальная техника, грузовые автомобили и тяжелые самосвалы. Для магистральных тягачей дальнего действия и карьерного транспорта применим СПГ.

При этом основной минус электротранспорта - необходимость замены батарей и их последующая утилизация, что требует существенных затрат и вызывает вопросы с точки зрения экологии.