Москва. 28 мая. ИНТЕРФАКС - Предложенной законодателями меры для стимулирования запуска закона о добровольном страховании жилья может оказаться недостаточно для его успешной работы. Такое мнение высказал журналистам в кулуарах Международной конференции по страхованию Всероссийского союза страховщиков глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов.
Как он считает, для стимулирования работы этого закона также потребуется введение каких-либо стимулирующих мер для страхователей. Смирнов напомнил, что в настоящее время законодателями предложен законопроект, который предусматривает введение обязанности для регионов РФ по разработке и принятию соответствующих программ страхования жилья на случай ЧС.
Сам закон о добровольном страховании жилья от ЧС был принят в 2018 году, должен был начать работать в 2019 году. Он предполагает, что в добровольном порядке регионами РФ будут разрабатываться соответствующие программы с учетом климатических и иных особенностей регионов с точки зрения потенциального ущерба жилью. Вместе с тем до сих пор закон не работает, поскольку ни один регион РФ соответствующую программу не принял.
В этой связи депутатами инициирован законопроект, который превращает право на разработку таких программ регионами в их обязанность.
"Как отдельная мера обязанность по разработке программ страхования жилья от ЧС работать не будет", - считает Смирнов.
По его мнению, потребуются дополнительные стимулы для запуска законопроекта для страхователей, возможно, какие-то бонусы или налоговые льготы.
По его мнению, необходимы меры, "чтобы мотивировать граждан для приобретения полиса", поскольку обязательство региона создавать эту программу не сочетается с добровольностью граждан в приобретении полиса по этим программам, пояснил Смирнов. Он отметил, что даже при наступлении ЧС на территории регионов, которые приводят к ущербу жилью, регулятор отмечает повышение спроса на добровольное страхование жилья со стороны потребителей страховых услуг, однако "повышенный спрос держится на таком горизонте пару месяцев, а затем снижается".
По мнению Смирнова, это происходит в связи с тем, что государство оказывает поддержку пострадавшим от ЧС домовладельцам, "участие государства в компенсации такого ущерба правильно, однако у потенциальных страхователей нет стимулов заключать договоры страхования в подобных ситуациях".
По словам Смирнова, на территориях, подверженных рискам ЧС регулярно, страховщики, оценивая частоту рисков, могут выставлять повышенные тарифы при заключении договоров страхования имущества в потенциально опасных зонах. В то же время он выразил сомнение в том, что домовладельцы, чье имущество подвержено повышенному риску ЧС, способны и захотят приобретать полисы по этой линии страхования, если их стоимость окажется слишком высокой. А дополнительные преференции для страхователей могли бы смягчить соответствующие противоречия, полагает Смирнов.
Ранее депутаты предложили обязать власти регионов разрабатывать и утверждать собственные программы страхования жилья от ЧС - в Госдуму был внесен соответствующий законопроект с поправками в статью 11-1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 44 и 53 ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ". Профильным комитетом по этому законопроекту выступает комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, соисполнителем - комитет по финансовому рынку Госдумы.
Законопроект устанавливает обязанность органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать, утверждать и участвовать в реализации программ, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности, отмечалось в пояснительной записке к законопроекту. До сих пор разработка таких программ страхования жилья от ЧС была правом, а не обязанностью для региональных властей. Нормы предложены "в целях защиты имущественных интересов граждан и оптимизации расходов федерального и региональных бюджетов РФ", говорилось в пояснительной записке к проекту документа.
Принятие законопроекта позволит реализовать введенный законом №320-ФЗ (о добровольном страховании жилья от ЧС) механизм защиты имущественных интересов граждан, связанных с риском утраты (гибели) или повреждения жилых помещений, с использованием механизмов страхования, полагают разработчики изменений.
Текущая версия закона о страховании жилья от ЧС предполагает как добровольность в принятии таких программ для субъектов РФ, так и добровольность присоединения к ним коммерческих страховщиков, добровольность заключения договора страхования жилья по программе для владельцев жилья. Таким образом, в случае принятия предложенных поправок ситуация меняется только для региональных властей.
В случае принятия в этом году законопроекта с изменениями, предложенными депутатами, сам закон о добровольном страховании жилья от ЧС может начать работать с начала 2025 года, такой прогноз ранее озвучивал журналистам президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев. Вместе с тем, по его мнению, поддержка депутатами данного законопроекта на первом этапе ставит на повестку дня еще один крайне актуальный вопрос для дальнейшей проработки: "Необходимо определить ведомство, ответственное за реализацию закона о страховании жилья от ЧС". Уфимцев напомнил, что нормативные акты к закону о добровольном страховании жилья в свое время были разработаны Минфином РФ. ВСС также подготовил предложения по созданию программ страхования для регионов РФ.
"В дальнейшем ВСС готов оказывать методологическую поддержку для реализации закона о страховании жилья", - заявлял Уфимцев журналистам.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.