Interfax-Russia.ru - Моногорода, которые выбрали туризм как инструмент диверсификации экономики, должны озаботиться созданием полноценного турпродукта, чтобы путешественники приезжали за набором впечатлений и повышали свой чек.
Соответствующие вопросы эксперты обсудили на форуме "Гиперборейский диалог", который прошел в Ковдоре на западе Мурманской области, где находится Ковдорский ГОК (входит в "Еврохим").
В ходе форума заместитель председателя комитета по туризму Мурманской области Ирина Булыгина отметила, что развивающиеся территории могут быть интересны путешественникам именно в силу своей новизны.
"Турист сейчас довольно искушенный, ему хочется чего-то новенького. Поэтому Ковдор – очень перспективная точка на карте, которая действительно может завоевать сердца. Сейчас мы видим, что в Ковдоре в разработке три направления туризма - экологическое, промышленное и "гиперборейская кухня", - рассказала Булыгина в ходе форума, добавив, что к этому можно добавить рыболовный туризм, сбор дикоросов.
Сейчас туристический поток Мурманской области на 70% состоит из гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, Ленинградской и Московской областей. В основном – в возрасте от 25 до 45 лет. Кроме того, 42% туристов регулярно приезжают в Заполярье просто на выходные – покататься на лыжах и отведать в ресторане арктическую кухню.
Она особо подчеркнула, что для Ковдора турпродукт из комплекса услуг принесет вдвое больший чек, чем простая экскурсионная программа.
"Мы специально высчитали, что приезжающий на один день в Ковдор экскурсант оставит 3,6 тыс. рублей, а приезжающий на одни сутки турист – 7,3 тыс. рублей", - сказала она.
Кроме того, она указала на перспективы развития гостиничного бизнеса. Пока что в Ковдоре пять мест размещения с суммарным номерным фондом на 209 человек.
Развитие территории возможно только при достижении баланса трех сил: власти, бизнеса и общества в лице активного населения, отметил на форуме директор департамента общественных связей и коммуникаций компании "ЕвроХим" Владимир Торин.
"У власти, общества и бизнеса очень разные цели, задачи и желания, нужна какая-то особая точка в центре этого треугольника, которая всех устроит, но такого почти не бывает. Гиперборея, к примеру, неожиданно всех устроившая тема, потому что не является токсичной. Треугольник заработал и поэтому эта легенда (Ковдор – столица Гипербореи – ИФ) стала работать", - рассказал он.
Глава Ковдорского округа Сергей Сомов отметил, что мифологизация позволила брендировать территорию.
"Мифы и мифологизация Севера – то, чем многие занимаются, но никто кроме нас не ушел так далеко. "Ковдор – столица Гипербореи" - это не пустой звук, а зарегистрированный официально бренд", - отметил Сомов в ходе форума.
Сомов отметил, что Ковдор пока не может состязаться с другими центрами притяжения вроде Хибин и Териберки, но уже достиг узнаваемости именно как расположенная на Крайнем Севере загадочная столица мифологической страны.
На данный момент силами активных местных жителей и предпринимателей в Ковдоре создаются новые достопримечательности - экотропы и тематический "Гиперборейский птичий парк", появляются новые события как "Гиперборейский Новый год" и "Гиперборейские летние игры". Кроме того, налажено производство сувениров, а рестораны фокусируются на северной кухне. В перспективе – появление этнического парка на месте саамского Ёно-Бабинского погоста, туры выходного дня. Также разработан паспорт туриста Гипербореи, где гости моногорода смогут отмечать посещенные достопримечательности.
Кроме того, Ковдорский ГОК готов апробировать программу промышленного туризма, сказал "Интерфаксу" административный директор Ковдорского ГОКа Андрей Садчиков. Непосредственно перед форумом в качестве туристов на предприятии впервые побывали мурманские туроператоры, чтобы в будущем предложить такую экскурсионную программу своим клиентам.
"В моем представлении, наиболее интересно будет увидеть карьер, увидеть вблизи большегрузные автомобили, забраться на его палубу, оказаться рядом с трехметровым колесом. Мы можем продумать несколько маршрутов с учетом техники безопасности и показать, в том числе, работу рудника, фабрики", - рассказал Садчиков на полях форума.
Садчиков отметил, что посещение ГОКа будет представлять интерес для студентов и взрослых туристов.
Как сообщалось, туристический проект "Ковдор — столица Гипербореи" реализуется при поддержке компании "Еврохим" и региональных властей, а основным инвестором проекта выступает Ковдорскиий ГОК.
Гиперборея — северная страна в древней мифологии. По легенде, бог Аполлон регулярно отправлялся к гиперборейцам на колеснице, запряженной лебедями. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии и на российском севере, существует также предположение, что высокоразвитая древняя цивилизация располагалась на затонувшем острове Северного Ледовитого океана. Энтузиасты регулярно проводят экспедиции по поиску древних гиперборейских текстов и памятников культуры на территории Кольского полуострова и Карелии.