Северо-Запад / Фоторепортажи 24 сентября 2024 г. 16:39

Картину "Последний день Помпеи" впервые представят после реставрации

Interfax-Russia.ru - Завершилась первая в истории комплексная реставрация шедевра Карла Брюллова "Последний день Помпеи", картину представили на открытом заседании расширенного реставрационного совета в Русском музее во вторник, передал корреспондент "Интерфакса".

Картину
Фотография © "Интерфакс". Карина Саввина

"Прошло больше девяти месяцев с момента, когда мы провели реставрационный совет в расширенном формате с приглашением ведущих реставраторов московских, петербургских музеев, чтобы принять согласованное решение - впервые почти за 200 лет провести комплексную научную реставрацию этого невероятного полотна, которое во всемирном перечне шедевров возглавляет список произведений русских художников", - сказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Картина, завершенная в 1833 году, сразу начала экспонироваться: побывала в Милане, Риме, Париже, по всей Европе, и при этом за первые сто лет существования ни разу не попадала в руки профессиональных реставраторов. Первая реставрация включала лишь косметические поправки.

Руководитель проекта реставрации Ольга Кленова сообщила, что основной задачей специалистов было снять более поздние наслоения желтого лака. В результате картина, хоть и сохранила мягкий, желтый тон от масла, содержащегося в авторском красочном слое, но получила первозданный объем и цветовое разнообразие.

"Всадник на белом коне был весь оливковым. И обнаженное тело, и плащ, и даже изображение тела лошади были оливковыми, желтого цвета - все было настолько сближено. И когда мы начали убирать эти лаки, увидели, что художник писал все разными красками. То, что делал желтый лак, - он просто убивал авторскую живопись", - сказала Кленова.

Аналогичная ситуация сложилась и с тремя группами персонажей в правой части картины, которые ранее визуально воспринимались плоско под желтой пленкой. По словам Кленовой, реставраторы с восторгом раскрывали каждый подобный фрагмент, обнаруживая, как смело Брюллов орудовал широкой, мощной кистью, строил цветовые контрасты, отношения, планы, "лепил" формы.

Реставрация выполнена в рамках проекта ПАО "Газпром". Начальник управления ПАО, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив "Газпрома" Елена Давыдова напомнила, что работы проходили публично, что она считает смелым решением музея, привлекающим внимание не только к шедевру Брюллова, но и к самому процессу реставрации.

"Мы начинали наше партнерство с Русским музеем по реставрационным проектам с полотна Нестерова "Святая Русь", затем были работы Маковского, Айвазовского. И каждый раз полотна рассвечивались, начинали дышать, жить. Как и сейчас, зрительская оптика менялась, это другое зрительское впечатление", - сказала Давыдова.

"Последний день Помпеи" предстанет перед широкой публикой 18 октября в Михайловском дворце, в день открытия масштабной выставки "Великий Карл" к 225-летию со дня рождения автора. Манилова подчеркнула, что Брюллов многое значил для продвижения русской культуры и искусства в целом, а не только русской живописи.

"Спустя многие-многие годы примерно то же делал Дягилев, но первым, кто открыл Западу, миру само понятие русской живописи, был, безусловно, Брюллов", - добавила она.

Как сообщалось, выставка продлится шесть месяцев, на ней будет представлено около 160 живописных работ, предметы из частных коллекций. Впоследствии выставка отправится в Москву в Третьяковскую галерею.