Северо-Запад / Новости 14 октября 2020 г. 15:47 обновлено 14 октября 2020 г. 16:17

Залог успешной работы Мурманского транспортного узла - диалог властей, Северного флота и грузоотправителей - эксперт

(расширенная версия, добавлены 7-9 абзацы)

Мурманск. 14 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Условие успешной работы Мурманского транспортного узла (МТУ) - диалог правительства Мурманской области с Северным флотом и всеми сторонами, заинтересованными в развитии хаба, считает директор ООО "Гекон" (Санкт-Петербург), член научного совета при совете безопасности РФ Михаил Григорьев.

В ходе X международной онлайн-конференции "Логистика в Арктике" Григорьев по просьбе замгубернатора Мурманской области Ольги Кузнецовой высказал свое мнение о перспективах Мурманска.

По его словам, для развития МТУ необходима грузовая база с устойчивыми отправителями, налаженная работа обеспечивающей железной дороги и транспортных схем, которые связаны с транспортировкой по морю, а также "работа с вывозом на мировые рынки". Говоря о железной дороге, он отметил, что Октябрьская железная дорога должна расширить пропускную способность и обеспечить электрификацию на территории Карелии и Мурманской области.

"Еще один вопрос - очень сложная система взаимоотношений администрации области с Северным флотом. (. . .) Конечно, это сложно, и я не говорю, что Северный флот ведет себя плохо, он выполняет свою задачу, важную и четкую, но задача администрации области - выстраивание баланса интересов, это обеспечение национальной военной безопасности, но и одновременное обеспечение национальной экономической безопасности", - сказал Григорьев.

Он отметил, что Мурманск уже является хабом, но может быть значительно эффективнее и в будущем "должен превратиться в очень сбалансированный транспортный узел". Он напомнил, что Мурманск служит крупным хабом для перевалки угля, наращивает мощности по перевалке минеральных удобрений, а в будущем будут запущены терминал "Лавна" (строится в рамках МТУ, запуск запланирован на 2022 год) и создан морской перегрузочный комплекс СПГ в губе Ура под Мурманском (проект "НОВАТЭКа").

"Роль Мурманского транспортного узла не может быть переоценена, потому что он является единственным местом, где это все может быть реализовано", - сказал эксперт.

В ноябре 2018 года на конференции "Освоение арктического шельфа: шаг за шагом" в Мурманске Григорьев заявлял, что учения Северного флота ограничивают рост грузопотока в порту Мурманска. Он отмечал, что в отдельных районах Баренцева и Карского морей, преимущественно в местах базирования кораблей СФ, ограничение плавания для гражданских судов достигало суммарно в 2017 году до 60 дней, реже - до 170 дней. В районе Новой Земли ограничение судоходства превышает 300 дней в год.

"По оценкам стивидоров в Мурманской области, ограничение судоходства приводит к тому, что закрыто движение для судов в среднем два месяца в году. То есть 15% грузопотока мы не досчитываемся за счёт того, что есть ограничения из-за работы Северного флота", - говорил Григорьев.

Он прогнозировал, что в будущем, в связи с различными учениями НАТО в Норвегии, интенсивность учений СФ и частота ограничений судоходства возрастет.

Мурманский транспортный узел - крупнейший у северных берегов РФ, а Мурманский порт - самый северный из незамерзающих российских портов. В проект комплексного развития МТУ входит создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство ветки Выходной-Лавна, а также реконструкция угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива. Проект развития МТУ реализуется в рамках государственно-частного партнерства.