Северо-Запад / Новости 16 февраля 2023 г. 17:41

Вопрос сноса исторических кварталов Нарвской заставы в Петербурге предложено "заморозить" до 2029 года

Санкт-Петербург. 16 февраля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Комиссия петербургского парламента по градостроительству, земельным и имущественным вопросам поддержала корректировку городского закона № 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга...", допускающую снос ряда исторических построек, передал корреспондент "Интерфакса" в четверг.

Документ внесен губернатором Александром Бегловым.

Фракция "Единой России" при этом предложила "заморозить" до 2029 года положение о возможном демонтаже исторических кварталов Нарвской заставы по программе развития застроенных территорий после протеста местных жителей.

"Мы хотим найти такой вариант решения проблемы, который позволил бы исключить возможность демонтажа исторических зданий Нарвской заставы, не ставя под угрозу принятие закона в целом. Поправка будет подана от фракции "Единой России". Надеюсь, органы исполнительной власти и губернатор поддержат наше предложение. Если нас услышат, мы поддержим закон в целом. Если нас не поддержат, то я лично будут предлагать фракции не голосовать за принятие закона в целом", - сказал руководитель фракции Павел Крупник.

Согласно пункту 7.3.1.2 приложения 2, на "заморозке" которого настаивает фракция, "при проведении комплексного ремонта и реконструкции территорий (...), осуществляемого в рамках реализации программы развития застроенных территорий (на срок действия программы), допускается снос (демонтаж) без восстановления" 92 исторических зданий в Кировском районе. Крупник позднее подтвердил, что выбранная фракцией дата обусловлена тем, что программа реновации этой территории действует до 2029 года.

Заместитель главы комитета по охране памятников (КГИОП) Алексей Михайлов на заседании сообщил, что внести поправку технически возможно, но комитет считает необходимым также получить заключение министерства культуры.

Согласно приложению 2 к проекту о корректировках закона № 820-7, он также допускает, среди прочего, "демонтаж без восстановления" девяти исторических зданий в районе Лиговского проспекта, 50, где планируется терминал Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1), и восьми исторических зданий на проспекте Обуховской Обороны, включая школу, где училась поэтесса Ольга Берггольц, в связи с возведением Большого Смоленского моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай.

Депутат "Единой России" Наталия Астахова указала на необходимость более широкого обсуждения таких решений, как снос учебного заведения, где училась поэтесса. Михайлов пояснил, что в Петербурге огромное количество объектов связаны с жизнью важных исторических личностей, и мемориализация осуществляется выборочно с учетом того, насколько тесно персона была связана с конкретным зданием.

"В данной ситуации мы учитывали, что, безусловно, никто не отрицает, что там училась Ольга Берггольц, но существует достаточно большое количество мест, где увековечена ее память: где она жила, где творила произведения, связанные с блокадой", - сказал Михайлов.

Он добавил, что предложенный общественниками альтернативный вариант трассировки моста был рассмотрен в комитете по развитию транспортной инфраструктуры и признан небезопасным.

Депутат Борис Вишневский ("Яблоко") со своей стороны предложил полностью отклонить законопроект в нынешнем виде, так как, на его взгляд, он исходит "из недопустимого принципа в части Лиговского проспекта, Большого Смоленского моста и Нарвской заставы", позволяющего подгонять законодательство об охране культурного наследия под отдельные строительные проекты.

Как ранее сообщили "Интерфаксу" в КГИОП, корректировка закона № 820-7 направлена на реализацию социально значимых объектов транспортной и туристической инфраструктуры, образования и спорта. Проект получил положительное заключение антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия, согласован министерством культуры РФ.

Вопросы возможных изменений в закон для постройки терминала ВСЖМ-1 и Большого Смоленского моста вызвали активное общественное обсуждение и были рассмотрены Советом по сохранению культурного наследия, уточнили в комитете. В результате переработки проектных решений по размещению терминала на территории складов Кокоревых на Лиговском проспекте будут сохранены основные исторические конструкции корпусов, составляющих историческое ядро комплекса и маркирующих основные исторические планировочные решения, а также корпусов, сохранившихся с незначительными изменениями первоначального архитектурного облика.

Относительно строительства Большого Смоленского моста дискуссию вызвало только одно здание, так как остальные перестроены в советский период и их исторический облик утрачен, добавили в КГИОП.