Санкт-Петербург. 6 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Петербурге в пятницу открывается ХХХIII Международный театральный фестиваль "Балтийский дом", сообщает пресс-служба городского комитета по культуре.
Фестиваль планирует обратить внимание на спектакли из Индии и Ирана, а также представить взгляд российских театров на театр Востока и показать этнический колорит национальных театров республик России.
В особом фокусе фестиваля будет находиться современный индийский театр. Театральная лаборатория "Адишакхти" (Пудучерри, Индия) покажет спектакль Нимми Рафела "Бали", в основе которого лежит отрывок из индийского эпоса "Рамаяна". Это пересказ различных событий, которые привели к битве между Бали, правителем Кишкиндхи, и Рамой, царем Айодхьи, и в конечном итоге к смерти Бали.
Событием станет спектакль крупнейшего театрального режиссера Индии Раджата Капура "Ничего похожего на Лира", который представит Театральная компания "Синематограф" (Мумбаи, Индия). Капур известен у себя на родине способностью делать комедию из мрачного и трагического. Он не раз обращался к шекспировским трагедиям, используя клоунов в качестве стилистического приема. В этой же стилистике решен и шекспировский "Лир".
Компания "B SPOT Productions" (Мумбаи, Индия) покажет "Цвет Лавани" в постановке Бхушана Коргаонкара. Лавани - самый известный фольклорный танец штата Махараштра. Он завоевал популярность благодаря непосредственному участию публики, а также открытому выражению чувственной страсти.
Зрители фестиваля смогут познакомиться и с современным иранским театром, также обращающимся к народным сказаниям и мифологическим мотивам. В основе спектакля Тегеранского университета "Речь Гурдофарид" (Иран) - текст "Книги царей" ("Шахнаме") персидского поэта Фирдоуси, собравшего в своей поэме целый свод иранского устного фольклора. Режиссер Рахмат Амини - специалист по ритуальному театру. Этот театр создается при помощи актеров, музыки и хора, следуя традиции национального искусства Ирана.
Интересным аспектом фестивальной программы станет осмысление литературных произведений Востока в постановках российских театров. Откроет фестиваль спектакль Никиты Кобелева "Лягушки" Псковского академического театра драмы имени Пушкина по роману выдающегося современного китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. Действие происходит в уезде Гаоми провинции Шаньдун на протяжении более чем пятидесяти лет - с 1950-х до начала XXI века. Спектакль посвящен теме насильственного ограничения рождаемости в 1970-е - 1980-е годы в Китае.
Спектакль "Стражи Тадж-Махала" режиссера Алексея Золотовицкого привезет на фестиваль Московский драматический театр имени Пушкина. К индийскому средневековому мифу о создании великолепной мечети обратился современный драматург Раджив Джозеф.
"На страже строящегося дворца стоят два друга детства, сирота из трущоб и сын военачальника. В их смешных и абсурдных разговорах раскрывается глубокий и противоречивый мир, полный сомнений, страхов и прекрасных фантазий о будущем. Они еще не знают, какие внезапные испытания готовит им судьба", - говорится в сообщении.
Государственный театр коренных малочисленных народов Севера "Гулун" (Якутск) покажет спектакль Сергея Потапова "В чаще" по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагава. Постановку отличает национальный якутский колорит - место действия перенесено в края, где обитают оленные чукчи.
Помимо постановок, созданных на основе авторских литературных произведений, в программу фестиваля включены спектакли, в которых значимую роль играет народный эпос.
Национальный драматический театр имени Басангова (Элиста, Калмыкия) представит постановку заслуженного деятеля искусств России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева "Араш" - спектакль-реквием, в котором через историю одной простой семьи воспроизведена трагедия всего калмыцкого народа. На сцене наряду с реальными историческими деятелями двадцатого века появляются герои калмыцкого эпоса.
Государственный бурятский академический театр драмы имени Намсараева (Улан-Удэ) представит спектакль Олега Юмова "Лес/Ой" в двух частях: "Лес. Начало/Ой" и "Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл". Постановка пьесы Островского "Лес" - языковой микс на бурятском, русском и монгольском языках.
В дополнительную программу фестиваля вошли круглый стол, творческие вечера и мастер-классы. Основам движения и древнему боевому искусству Каларипаятту обучат студентов творческих вузов артисты Театральной лаборатории "Адишакхти". Преподаватели Тегеранского университета покажут, как перевести старинный эпос на современный театральный язык на примере известнейшего древнерусского памятника письменности - "Слово о полку Игореве".
В рамках образовательной программы ведущих театральных вузов России - ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ - будут показаны спектакли выпускных курсов с последующими обсуждениями.