Северо-Запад / Новости 1 февраля 2022 г. 19:00

Шхуну "Ермак" лейтенанта Крузенштерна будут искать на Северном морском пути

Санкт-Петербург. 1 февраля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) попытается найти шхуну "Ермак", попавшую в ледовый плен во время исследования пролива Югорский шар и оставленную экипажем под командованием лейтенанта Павла Крузенштерна в сентябре 1862 года.

Как сообщил "Интерфаксу" исполнительный директор ЦПИ Сергей Фокин, известны лишь приблизительные координаты шхуны "Ермак".

Также известны примерные координаты нахождения пароходов "Обь" и "Енисей", погибших в сентябре 1921 года во время первой советской Карской товарообменной экспедиции, и гидрографического борта "Аркос", затонувшего в шторм в том же 1921 году .

"Как мы понимаем, во время затопления координаты фиксировались весьма условно. Плюс перемещение водных ледовых масс не позволяют утверждать, что мы знаем точное место гибели этих объектов. С одной стороны Северный морской путь может гарантировать весьма высокую степень сохранности объектов, если они находятся вне зоны обледенения. Если же объект попал в зону перемещения ледовых масс, вероятность найти внятные артефакты, доступные для подъема и экспонирования, очень низка, так как лед работает, как терка. Потенциал для интересных находок там есть, хотя гарантий нет", - сказал Фокин.

В понедельник ЦПИ РГО подписал соглашение с ФГУП "Гидрографическое предприятие" (организация госкорпорации "Росатом"), согласно которому поисковые работы в арктическом регионе команда ЦПИ будет проводить на судах предприятия, исследующих рельеф дна арктических морей. Это позволит значительно расширить зону мониторинга для поиска затонувших объектов, потенциально важных с исторической точки зрения.

Аппаратная разведка дна, которую планируется начать уже в текущем году, будет проходить на протяжении всего Северного морского пути, это станет первым этапом поиска. Погружения под воду станут вторым этапом, ожидается, что они будут возможны не ранее 2023 года - после обнаружения конкретных объектов.

"Мы будем синхронизировать планы с "Гидрографическим предприятием", наметим первостепенные районы поиска. Надеюсь, первые совместные мероприятия начнем уже в этом сезоне", - сказал Фокин.

Среди основных направлений работы Фокин также выделил поиск наследия Великой Отечественной войны и радиационный экологический мониторинг.

Ранее ЦПИ РГО уже безуспешно искал останки шхуны "Геркулес" арктического исследователя Владимира Русанова, в 1912 году отправившегося в экспедицию на Шпицберген и пропавшего без вести.

На текущий момент помимо работы в Белом море ЦПИ РГО реализует программу экологического мониторинга в Карском море.

Лейтенант Павел Крузенштерн, внук знаменитого русского мореплавателя, адмирала Ивана Крузенштерна, в 1860 году предпринял одну из первых успешных Карских экспедиций на шхуне "Ермак". Обследовал Печорское море и пытался через Карские Ворота пройти в Карское море, достиг мыса Меньшикова на юго-восточной оконечности Новой Земли, но в итоге повернул обратно, не дойдя до моря. В 1862 году Крузенштерн ходатайствовал в Морском министерстве о еще одной экспедиции в Карское море, чтобы провести гидрографические исследования и выяснить возможности достижения устья Енисея, чтобы проложить Северный морской путь для товарообмена между Сибирью и Европой. На этот раз в ходе экспедиции шхуна попала в ледовый плен, команда приняла решение покинуть ее 9 сентября 1862 года.