Санкт-Петербург. 31 июля. ИНТЕРФАКС - Проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск уже находится в стадии реализации, сообщил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский на пленарной сессии проходящего в четверг в Архангельске форума "Арктика - Регионы".
"Партнеры по этому проекту (порта - ИФ) определены, инвестдекларация разработана и внесена в Росморречфлот, финансово-экономическая модель сформирована, место определено, все необходимые действия по выделению земельного участка выполнены. По сути, сегодня мы находимся абсолютно в предпроектной стадии, более того, синдицирован капитал, который может быть вложен в этот порт, есть иностранный партнер, который готов участвовать с подтвержденными суммами инвестиций. Поэтому, я считаю, что мы сегодня уже находимся в стадии реализации", - сказал Цибульский.
По его словам, в "процессе дискуссии сейчас - только вопрос по железнодорожным подходам к порту".
Проект, рассчитанный до 2032 года, предусматривает прием грузовых судов дедвейтом до 75 тыс. тонн и осадкой до 14,5 метра. Планируется, что в глубоководном районе порта Архангельск будет 5 терминалов.
Как сообщалось, капитальные затраты на строительство глубоководного района морского порта Архангельск оцениваются в 375 млрд рублей. В частности, сообщал Цыбульский на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 24 июля, до 200 млрд рублей в проект может инвестировать китайская компания NewNew Shipping Line.
Осенью 2023 года правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Создание глубоководного района морского порта и строительство нового терминала в распоряжении кабмина назывались основными мероприятиями плана. Также прогнозировалось, что ориентировочная мощность терминала к 2040 году составит 25 млн тонн в год. Местом реализации проекта назывался Двинской залив Белого моря.
На ПМЭФ-2024 Архангельская область, Сбербанк и холдинг "Евросиб" подписали соглашение о совместной работе над реализацией проекта по строительству глубоководного терминала.
В июле 2024 года NewNew Shipping Line запустила проходящий по Северному морскому пути (СМП) новый торговый маршрут "Арктический экспресс N1". Он связал по СМП с Архангельском основные порты КНР: Шанхай и Нинбо. В 2025 году Поморье ждет до 20 судозаходов из Китая - вдвое больше, чем в 2024 году.
Согласно данным из открытых источников, реализовать проект по строительству глубоководного района порта Архангельск планировалось еще в 2016-2028 годах. Воплотить его предполагалось в увязке с другим проектом - железнодорожной магистралью "Белкомур" (не построена). Для реализации проекта нового района порта в 2016 году было создано АО "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск" ("АТПУ "Архангельск"). В 2023 году компания была ликвидирована.