Калининград. 9 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Бывший плавучий маяк Балтийского флота "Ирбенский" официально стал полноценным кораблем-музеем, сообщил "Интерфаксу" заместитель директора Калининградского Музея Мирового океана Алексей Буданов.
"Новую жизнь в качестве корабля-музея "Ирбенский" официально начал еще в конце 2017 года, когда принял первых посетителей, но не прошел реконструкцию в качестве полноценного музейного объекта. Все эти годы судно ремонтировалось в рамках Программы приграничного сотрудничества "Россия-Литва 2014-2020" и вот теперь эти работы завершены, а практически все помещения маяка стали музейным пространством", - сказал Буданов.
По его словам, выставочные пространства подробно рассказывают об истории маячной службы России, судостроении и судоходстве на Балтике. Здесь же можно посмотреть цикл голографических фильмов по морской тематике.
"Ирбенский" не только выделяется из череды ошвартованных в музее кораблей своим необычным силуэтом. Он выкрашен в оранжевый цвет, что сразу делает его заметным на фоне бетонной набережной. Маяк сразу полюбился многочисленным посетителям Музея Мирового океана. Но теперь он станет еще одним значимым и полноценным музейным объектом, который будет наглядно олицетворять живую историю отечественного флота", - заключил А.Буданов.
Плавучий маяк "Ирбенский" был построен в 1962 году. На сегодняшний день он является единственным сохранившимся в России судном подобного типа. В 2010 году Минобороны выставило плавмаяк на торги. "Ирбенский" оказался под угрозой уничтожения. Его судьбу решила Морская коллегия правительства РФ, передав его Музею Мирового океана.
Морская история "Ирбенского" начинается в 1962 году, когда он был установлен в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе. Его уникальность в том, что он является последним построенным обитаемым и плавучим маяком во всём мире.
Длина - 43,4 м, ширина по миделю - 9,5 м, осадка в полном грузу - 3,8 м, водоизмещение - 672 т. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 метров, дальность видимости - 12 миль. Звуковой сигнал был слышен за 4 мили. Радиосигнал азбукой Морзе распространялся на 15 миль.
Экипаж из 19 человек размещался в 13 жилых каютах. По запасам провизии и пресной воды автономность судна составляет 50 суток.
В 1994 году плавучий маяк Ирбенский был отбуксирован в Балтийск, а затем - в Ломоносов. В 2009 году он был списан с флота.