Омбудсмен просит прокурора Петербурга защитить булыжную мостовую XVIII века в Усть-Ижоре

Санкт-Петербург. 5 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Уполномоченная по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова опасается уничтожения исторического участка Шлиссельбургского тракта - булыжной мостовой XVIII века в поселке Усть-Ижора - в случае его капитального ремонта по проекту, одобренному комитетом по охране памятников (КГИОП), говорится на сайте омбудсмена.

Агапитова проанализировала документы, предоставленные инициативной группой защитников достопримечательного места, после чего попросила прокурора Санкт-Петербурга Виктора Мельника защитить права граждан на сохранность объекта культурного наследия и доступ к нему.

"Надеюсь, Виктор Дмитриевич разделит мою обеспокоенность, и общими усилиями нам удастся вместе с защитниками нашего культурного наследия предупредить безвозвратное повреждение достопримечательного места в Усть-Ижоре. Не сомневаюсь, что в Петербурге можно найти специалистов, которые занимаются бережной реставрацией булыжного мощения, так называемой вычинкой вручную, подобные работы по восстановлению участков мостовых XIX и первой половины XX века неоднократно проводились в историческом центре города, а тут мы имеем дело с хорошо сохранившейся мостовой петровских времен", - приводятся слова Агапитовой.

Уточняется, что на текущий момент в Куйбышевском районном суде находится иск, оспаривающий выданное КГИОП разрешение на ремонт, в качестве обеспечительной меры суд запретил демонтаж булыжного покрытия на время разбирательства.

"По заказу подведомственной КРТИ (комитету по развитию транспортной инфраструктуры - ИФ) Дирекции транспортного строительства к ремонту объекта "Шлиссельбургское шоссе от Петрозаводского шоссе до ул. Пролетарской Победы" должно было приступить АО "ПО "Возрождение". Проект ремонтных работ получил положительное заключение КГИОП, несмотря на то, что он вообще не предполагает реставрационного подхода", - сообщают в аппарате омбудсмена.

Агапитовой кажется, что КГИОП и КРТИ следует учесть негативный опыт изменения исторического ландшафта береговой линии поселка при работах по берегоукреплению четырехлетней давности и пересмотреть проект ремонта "чудом сохранившегося практически не поврежденным исторического мощения Шлиссельбургского шоссе, не дожидаясь окончания судебного разбирательства".

Ремонт дорожного покрытия Шлиссельбургского шоссе от Петрозаводского до улицы Пролетарской Победы был запланирован КРТИ еще до включения весной 2021 года участка хорошо сохранившейся с XVIII века булыжной мостовой в границы достопримечательного места, указывают в аппарате омбудсмена. Подчеркивается, что шоссе от дома № 169 до дома № 251 протяженностью в 3 км - трасса не действующая, а историческая, она упирается в пешеходный мост, а для проезда по поселку есть более удобные маршруты. Историческую среду здесь также составляют такие памятники истории и культуры, как церковь святого благоверного князя Александра Невского, обелиск в память народного ополчения во время русско-шведской войны, дом Захаровых и другие каменные постройки XIX века вдоль булыжной мостовой.

Шлиссельбургский тракт был проложен по указу Петра I как часть Большой Архангелогородской дороги, предназначенной для почтового сообщения между Петербургом и Архангельском. По тракту, который начинался южнее Александро-Невской лавры и шел вдоль Невы, перевозился кирпич с местных заводов на строительство в Петербург. Застройка поселка Усть-Ижора вдоль дороги была в основном деревянной, первые каменные дома появились здесь в 30-е годы XIX века.