Мурманск. 23 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - АО "Мурманский морской рыбный порт" (ММРП) прогнозирует снижение грузооборота после недавнего подъема на фоне ситуации с коронавирусом.
Как сообщили "Интерфаксу" в ММРП, в апреле после закрытия границ из-за коронавируса так называемые "незаходные" суда, которые были приобретены за пределами РФ или прошли зарубежный капремонт или модернизацию, по временным таможенным разрешениям были вынуждены зайти в порт Мурманск. Это положительно сказалось на объемах перевалки рыбы.
"С 1 по 22 апреля рыбный порт принял девять незаходных траулеров (всего таких судов, по оценке Росрыболовства, около 50), что увеличило грузооборот на 2 тыс. 645 тонн рыбы. Для сравнения - в марте порт перевалил всего 10,5 тыс. тонн рыбопродукции", - сказали в пресс-службе ММРП.
Однако 16 апреля правительство РФ разрешило некоторым категориям граждан, включая членов экипажей морских судов пересекать российскую границу.
"Если учесть, что Норвегия такое разрешение тоже дала, то можно предсказать, что этот ручеек рыбопродукции в порт скоро иссякнет", - отметил представитель порта.
Также 22 апреля оперштаб Мурманской области объявил, что все прибывающие в Заполярье любыми видами транспорта должны пройти 14-дневный карантин.
В ММРП отмечают, что ранее трафик транспортных компаний уже снизился, а график движения фур изменился. В рыбном порту полагают, что с учетом новых ограничений отгрузка рыбопродукции из портовых холодильников снизится.
В порту также говорят, что сейчас на экономическое положение ММРП влияет несколько факторов. Так, слабеющий рубль стимулирует рыбопромышленников к экспорту, что в результате приведет к снижению грузооборота ММРП. Девальвация также ведет к удорожанию портовой техники, оснащенной электроникой иностранного производства. В частности, сейчас ММРП не может получить от поставщика портальный кран, потому что "электронная начинка крана - немецкого производства, а сейчас заводы в Германии остановлены из-за коронавируса и непонятно, когда возобновятся поставки".
Кроме того, ММРП предоставляет перевалочную базу для компаний "Сахалин-Шельф-Сервис", "Газпромнефть-Снабжение" и Schlumberger, но сейчас затрудняется предсказать востребованность в своих услугах.
"1 мая должен открыться новый сезон работ. Однако мировая тенденция на сокращение добычи нефти может оказать влияние на все нефтесервисные компании и приостановку разработки месторождений, а значит, может снизиться и потребность в наших услугах", - поясняет собеседник агентства.
Отвечая на вопрос "Интерфакса" о том, какие меры господдержки сейчас нужны портам, в ММРП сообщили, что необходимо решить вопрос "незаходных" судов. В порту полагают, что если эти траулеры смогут выгружать улов в российских портах, то это положительно скажется на уровне грузооборота и загрузит береговые рыбоперерабатывающие предприятия.
"Вообще, заточенность рыбной отрасли на экспорт должна обеспокоить федеральные власти. По подсчетам ученых Кольского научного центра РАН, за границу уходит до 90% трески и пикши, но государство должно понимать, что каждый привезенный в порт килограмм рыбы приносит в казну в 2,5 раза больше налогов, чем ее продажа на экспорт", - подчеркивают в пресс-службе ММРП.
Также для ММРП остается актуальным спор о пользовании причалами, так как с 2018 года в рыбном порту идет спор хозяйствующих субъектов с ФГУП "Нацрыбресурс", который затрагивает работу причалов и осложняет выгрузку промысловых судов. В ММРП полагают, что Росрыболовство и Росимущество должны разрешить этот спор.
Как сообщалось, в начале апреля пресс-служба ММРП сообщила, что судовладельцы "незаходных" судов начали оформлять временные таможенные разрешения, чтобы траулеры могли зайти в порт Мурманска для ремонта и выгрузки улова, что дало мощностям ММРП дополнительную загрузку. Кроме того, судовладельцы начали привлекать транспорты-рефрижераторы для смены экипажа в море, чтобы миновать заход в порт и обязательный карантин.
Грузооборот АО "Мурманский морской рыбный порт" по итогам 2019 года составил 263,5 тыс. тонн грузов, что на 20,4% ниже уровня 2108 года.