Санкт-Петербург. 17 июля. ИНТЕРФАКС - Конституционный суд РФ подтвердил право органов местного самоуправления (МСУ) на освобождение от ответственности за неисполнение полномочий, если на их реализацию государство выделило недостаточно средств.
Соответствующее постановление опубликовано на сайте суда в четверг.
Поводом к проверке части 5 статьи 24.5 КоАП РФ ("Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении") стал запрос Костромского областного суда.
Свердловский районный суд Костромы потребовал от городской администрации предоставить жилье сироте. Муниципалитет эти неимущественные требования исполнить отказался, мотивируя недостатком субвенций из бюджета Костромской области. Пристав-исполнитель привлек администрацию Костромы к ответственности по статье 17.15 КоАП.
Муниципалитет в ходе обжалования отмечал, что объем средств, направляемых Костроме из регионального бюджета на жилье для сирот, определяется без учета потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, и в итоге в отношении городской администрации возбуждены почти 250 подобных производств.
Костромской областной суд согласился с первой инстанцией, что недостаток финансовой поддержки - не повод для органа МСУ ограничить права граждан. На администрацию Костромы многократно накладывались штрафы. В ходе разбирательств областной суд пришел к выводу, что в деле применима часть 5 статьи 24.5 КоАП, в связи с чем необходимо проверить ее конституционность. По мнению заявителя, норма носит безусловный характер и не позволяет учесть, сделали ли местные власти все от них зависящее, чтобы полномочия исполнить.
Конституционный суд РФ постановил, что оспариваемая норма не противоречит Основному закону. Она предполагает, что недостаток средств, полученных местным бюджетом на осуществление государственных полномочий, влечет прекращение производства по административному делу об их неисполнении. При этом требуется установить причинно-следственную связь между низкой субвенцией и невыполнением неимущественного требования в исполнительном документе.
Если нехватка финансирования установлена, уточнил КС, прекратить производство можно, не выясняя, просил ли муниципалитет больше средств на эти цели и вовремя ли информировал органы госвласти в процессе работы о дефиците.
"Иное означало бы возложение на органы МСУ ответственности за те действия, которые относятся к полномочиям органов государственной власти. Кроме того, лежащая на органах государственной власти обязанность финансировать осуществление органами МСУ переданных им полномочий, контролировать реализацию таковых, в том числе расходование полученных органами МСУ бюджетных средств, предполагает осведомленность органов государственной власти о состоянии дел в данной области, в том числе о достаточности или недостаточности соответствующих субвенций", - говорится в постановлении.
Возможность муниципалитета потратить собственные средства на осуществление переданных полномочий также не подтверждает его вину, полагает КС.
В то же время, если муниципалитет получил средств меньше необходимого, потому что передал недостоверную информацию, которую органы госвласти объективно не могли проверить, прекращать производство нельзя, указал суд.
При этом КС подчеркнул, что прекращение производства по подобным административным делам не отменяет обязанности МСУ в рамках законодательства об исполнительном производстве удовлетворить требования неимущественного характера. Оно также не снимает с органов госвласти обязанность передавать муниципалитетам ресурсы и средства для осуществления государственных полномочий, в том числе в части исполнения соответствующих судебных актов.