Мурманск. 29 марта. ИНТЕРФАКС - АО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП, входит в структуру Национальной транспортной компании, НТК), к которому в феврале текущего года возникли претензии из-за угольной пыли в черте Мурманска, не в полном объеме использует системы пылеподавления, сообщил исполняющий обязанности Мурманского транспортного прокурора Петр Титаренко.
"На открытых складах хранения высота насыпи угля зачастую превышает высоту габаритных стенок", - заявил Титаренко на совещании в правительстве Мурманской области по поводу угольной пыли.
Прокуратура также проанализировала объемы потребления воды для стационарных установок пылеподавления ММТП в разные месяцы и пришла к выводу, что они работают не постоянно.
Проверка, проведенная транспортной прокуратурой при участии Минприроды Мурманской области, обнаружила и другие нарушения. В частности, рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) эксплуатируется с 29 июня 2023 года в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, нормативы выбросов загрязняющих веществ по РПК утверждены в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения.
Проверка также показала, что фактический грузооборот нефтекокса в ММТП в 2023 году составил 1 млн 152 тыс. тонн, а коэффициент при расчете выбросов учитывал перегрузку 500 тыс. тонн в год.
В свою очередь, в ходе совещания генеральный директор НТК Михаил Кузнецов принес извинения жителям Мурманска "за доставленные неудобства".
"Мы отлично понимаем свое место в жизни Мурманска. Мы второй по величине работодатель, у нас работает 1,5 тыс. человек (...) и то, что о нас думают люди, нам далеко не все равно", - сказал Кузнецов.
Глава НТК добавил, что компания провела анализ ситуации и с марта в ММТП не поступают пылящие марки угля.
По словам Кузнецова, НТК привлекла профильный институт, чтобы разработать модель распространения пыли. На ее основе будут разработаны рекомендации, которые ММТП должен будет использовать в работе.
Как сообщалось, с начала текущего года жители Мурманска в 15 раз чаще жалуются на угольную пыль. По данным Центра управления регионом, 70% обращений приходится на Ленинский округ города, 30% - на Октябрьский.
"Понятно, что все это территории, которые граничат с заливом, где происходит открытая перевалка угля", - комментировал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Исполнительный директор ММТП Павел Олейник 4 марта на встрече в правительстве региона сообщал, что причиной появления угольной пыли в Мурманске могла стать перевалка сыпучих грузов в ММТП.
"Мы уже начали работу с владельцами и с февраля приостановили прием марок пылящих грузов. Мы посмотрели статистику: в феврале уже идет снижение таких грузов на 20% по сравнению с прошлым годом. Также ведем активную работу с грузовладельцами, чтобы технологически изменить места погрузки, чтобы к нам эти грузы вообще не приходили", - приводились в сообщении Мининформа Мурманской области слова Олейника.
Глава ММТП также отмечал, что действующая система пылеподавления в связи с увеличением перевалки грузов требует усовершенствования.
ММТП считается крупнейшей стивидорной компанией в Арктической зоне РФ. Средняя интенсивность погрузки судов навалочными грузами составляет 23 тыс. тонн в сутки. Основная номенклатура грузов: уголь, окатыши, марганцевая руда, щебень, генеральные грузы, в том числе арктического и местного направлений.
В сентябре 2017 года Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР сообщило о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.246 УК РФ по факту нарушения ММТП правил охраны окружающей среды при открытой перевалке угля. Ведомство сообщало, что при перевалке угля на территории ММТП произошел значительный аварийный выброс каменноугольной пыли, образовалось пылевое облако, которое пошло в сторону города и осело на жилые дома и здания. Впоследствии уголовное дело было прекращено.
В 2017-2021 годах ММТП в рамках своей экологической программы оснастил порт комплексом специальных пушек для пылеподавления и возвел пылеветрозащитные ограждения. В программу было инвестировано около 3 млрд рублей.