Санкт-Петербург. 2 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Сотрудники Национального исследовательского университета ИТМО в Санкт-Петербурге разработали экспресс-методику для определения подлинности картин, сообщает в среду пресс-служба вуза.
С ее помощью можно менее чем за полминуты определить химический состав полотна и период написания, говорится в сообщении.
Отмечается, что традиционные методы изучения картин - рентгенография и УФ-люминесценция - больше не могут решать все задачи исследователей искусства. Они малоинформативны с точки зрения анализа художественных материалов: с их помощью можно только визуально оценить полотно.
"В отличие от классических методов визуализации это решение (разработка ученых ИТМО - ИФ) помогает косвенно оценить количественные характеристики картины, например, концентрацию красящего пигмента и степень полимеризации (высыхания) масла. В основе методики - инфракрасная спектроскопия", - сообщается в пресс-релизе вуза.
Эффективность методики сотрудники лаборатории изучения культурного наследия факультета фотоники ИТМО проверили на копии пейзажа Ивана Айвазовского "Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море".
Ученые сделали из ее фрагмента тест-объект, нанесли подписи, нарисовали геометрические фигуры поверх живописи, на обратной стороне холста - мужскую голову. После этого с фрагментов полотна - грунта, красочных слове, холста - исследователи взяли пробы, положили на алмазный кристалл и облучили инфракрасными волнами.
"Во время эксперимента у каждого образца часть излучения поглощалась, а часть проходила дальше. В результате исследователи получали спектры поглощения каждого фрагмента картины, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте", - поясняют в университете.
По словам аспиранта ИТМО Ивана Андреева, методика исследования на основе инфракрасной спектроскопии "помогает заглянуть внутрь картины" и определить, в частности, химический состав красок.
"Экспертиза на молекулярном уровне дает намного больше информации, чем традиционный визуальный анализ. Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно", - цитирует пресс-служба ИТМО Андреева.
Исследователь полагает, что технология упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин.
Ученые ИТМО продолжат развивать методику анализа картин. Они планируют протестировать технологию на оригинальных полотнах, а также адаптировать ее для произведений живописи русского авангарда (1910-е годы). В перспективе методику внедрят в работу специалистов Русского музея.