Северо-Запад / Новости 15 июля 2022 г. 09:42

Личные вещи Шостаковича, Соловьева-Седого и Хачатуряна покажут петербуржцам

Санкт-Петербург. 15 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Музее политической истории России в Петербурге в пятницу открывается выставка "Музыка и политика".

Как сообщает пресс-служба музея, она показывает связь музыкального искусства с государственной политикой и жизнью общества в ХХ веке. Среди экспонатов - личные вещи и документы Дмитрия Шостаковича, Василия Соловьева-Седого, Арама Хачатуряна, Юрия Темирканова, Николая Печковского.

Выставка расскажет о судьбах известных артистов - от Леонида Утесова и Клавдии Шульженко до Виктора Цоя, Майка Науменко и Михаила Горшенева. В разделе, посвященном советским бардам, можно увидеть гитару, на которой играли Владимир Высоцкий и Александр Галич.

Официальные постановления, награды артистов, музыкальный "самиздат" и "магнитиздат", грампластинки, программы и афиши концертов, музыкальные инструменты, ноты и тексты песен покажут, как в музыке отражается политическая история страны. История электронной музыки представлена терменвоксом, на котором посетители смогут создать свой музыкальный опус. На выставке прозвучат гимны, фронтовые песни, мелодии эпохи оттепели, бардовская и рок-музыка.

"Государственная политика в отношении музыкального искусства начала формироваться в России в XIX веке. Она нашла свое отражение в таких произведениях, как государственный гимн "Боже, царя храни" и опера "Жизнь за царя" Михаила Глинки. В них воплотилась официальная идеология Российской империи - "Православие. Самодержавие. Народность", - говорится в сообщении.

Основное внимание на выставке уделено советскому периоду, когда музыка стала важной частью политической пропаганды, инструментом формирования общественных настроений. Начиная с постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций", советское руководство выстраивало систему контроля над культурой.

Выставка раскрывает феномен советской песни. Партийным курс на строительство социализма предполагал, что музыкальные произведения создают у граждан оптимизм и энтузиазм. Помимо песен о Коммунистической партии и государственных лидерах, экспонаты представляют военные, спортивные и другие популярные песни - символы эпохи, в которых соединились чувства любви к Родине и лирико-драматические мотивы.

Значимое место на выставке отведено детской музыке, которая воспитывала подрастающее поколение, а также музыкальной культуре народов СССР.

Последний раздел выставки рассказывает о появлении в СССР рок-музыки и о создании в 1981 году в Ленинграде, а затем и в других городах рок-клубов. Власти пытались бороться с самодеятельными рок-коллективами, пресса разоблачала их "подрывную деятельность". Но в конце 1980-х годов рок вышел из подполья, пройдя путь от "квартирников" и кочегарок до клубов и стадионов.