Санкт-Петербург. 28 мая. ИНТЕРФАКС - Конституционный суд РФ признал неконституционной норму постановление Совета министров РСФСР, согласно которой в 1986 году 112 тыс. га сельскохозяйственных земель Госагропрома РСФСР включили в состав Прибайкальского национального парка без их изъятия из хозяйственной эксплуатации.
Документ опубликован на сайте суда в среду.
Поводом к проверке постановления "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" стал запрос региональных властей.
Правительство Иркутской области считает, что акт нарушает права правообладателей земельных участков и ограничивает их деятельность. Так, гражданам и юрлицам невозможно предоставить участки, в том числе в аренду, под фермерство, строительство социальных объектов и частных жилых домов, что затрудняет работу местных властей и ухудшает положение людей, живущих на включенных в состав парка территориях Иркутского, Ольхонского и Слюдянского районов.
"Не ставя под сомнение необходимость особого внимания государства и общества к защите озера Байкал, правительство Иркутской области полагает, что оспариваемая норма нарушает баланс публичных и частных интересов применительно к владению, пользованию и распоряжению землями, включенными в состав парка, препятствует ведению в их границах общественно и экологически оправданной деятельности, сохранению традиционного уклада жизни и хозяйствования проживающего там населения", - говорится в постановлении КС.
В итоге суд признал норму неконституционной, так как она не определяет режим хозяйственной эксплуатации упомянутых земель. КС обнаружил, что на федеральном уровне в целом отсутствует регулирование режима и пределов разрешенного использования этих земель, хотя федеральный законодатель был обязан его разработать и согласовать режим охраны нацпарков с жизнедеятельностью людей, проживающих в их границах и по соседству. Существующие же подзаконные акты лишь частично восполняют пробелы.
КС подчеркнул, что оспариваемое постановление 1986 года было призвано сохранить природное наследие Байкала, уберечь его от неблагоприятного воздействия человека, но и позволить экономически и социально оправданную хозяйственную эксплуатацию - при ее адаптации к целям и задачам парка - тех земель, которые исторически использовались для сельского хозяйства и могли быть использованы без ущерба для озера. Но эффективно реализовать эти положения можно лишь в сопряжении с действующей системой регулирования, которая по сути отсутствует.
В частности, напомнил КС, федеральный закон "Об охране озера Байкал" запрещает негативно воздействовать на экосистему озера, например, использовать пестициды, агрохимикаты, размещать отходы, физически изменять состояния озера, разводить чуждых Байкалу животных и растения. На Байкальской природной территории также запрещено строить новые хозяйственные объекты. Однако этот закон не регулирует правовой режим и пределы разрешенного использования земель сельхозназначения Прибайкальского нацпарка.
"Динамика развития правового регулирования также указывает на отсутствие в федеральных законодательных актах необходимой регламентации по данному вопросу, в то время как регулирование правового режима национальных парков сосредоточено преимущественно на подзаконном уровне", - говорится в постановлении.
Также, указал КС, положение об учреждении "Прибайкальский национальный парк" от 1997 года позволяет в сельхозугодьях производить экологически безвредными методами сельхозпродукцию для нужд самого учреждения и местных жителей. В отношении же особого режима использования земель сельхозназначения документ предписывает, что он должен определяться специальным положением Минприроды России по согласованию с администрацией Иркутской области.
"Однако в настоящий момент такое специальное положение не утверждено", - указывает КС.
В итоге, пришел к выводу суд, даже разрешенная подзаконными актами экономическая деятельность на функционально предназначенных для этого территориях парка "остается существенно затрудненной". Отсутствие же регулирования чревато автоматическим распространением на эти сельскохозяйственные земли родовых запретов, присущих особо охраняемым природным территориям.
"Создание надлежащего правового регулирования - в рамках широкой дискреции законодателя, действующего с учетом присущих национальному парку ограничений и на основе принципов земельного законодательства, включая обязанность использовать сельскохозяйственные земли согласно их целевому назначению (...) - способствовало бы не только их защите от деградации и запустения (...), но и их рациональному использованию и охране, развитию экологически совместимых методов и технологий неистощительного (органического) сельского хозяйства, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв", - постановил КС.
Теперь законодателю и правительству надлежит внести соответствующие изменения в правовое регулирование.