Санкт-Петербург. 8 октября. ИНТЕРФАКС - Конституционный суд РФ рассмотрит дело о применимости сроков давности в исках по антикоррупционным делам, сообщает пресс-служба суда.
Поводом к проверке статей 195, 196, 197, 200 и 208 Гражданского кодекса РФ стал запрос Краснодарского краевого суда, где рассматриваются апелляции ряда лиц на решение Каневского районного суда, который удовлетворил требования Генеральной прокуратуры об обращении в доход государства имущества, полученного ими путем коррупции в 2001-2004 годах.
Как следует из запроса, речь идет о деле бывшего инспектора аппарата полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Андрея Коровайко.
Согласно документу, Коровайко использовал служебное положение для захвата чужих бизнесов и создания своих, в чем также участвовали судьи Арбитражного суда Ростовской области. Часть незаконно полученного имущества Коровайко передал в пользу своего руководителя, полномочного представителя президента в ЮФО Виктора Казанцева и его супруги, а также оформлял на собственную жену.
Уточняется, что таким образом в 2001-2004 годах под контроль фигурантов незаконно перешли такие высоколиквидные предприятия, как ЗАО "Механический завод номер №5", ФГУП "Электроаппарат", ЗАО "Курортный комплекс "Небуг", ООО "Мясоптицекомбинат "Каневской" и другие. Впоследствии полученный капитал они вкладывали в новые бизнесы в Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях и Ростовской области, из которых сформировался концерн "Покровский".
Согласно документу, генпрокуратура пытается взыскать с Коровайко и других участников активы в 22 хозяйственных обществах на сумму свыше 9 млрд рублей. В 2024 году Каневский районный суд Краснодарского края это требования удовлетворил, сочтя, что к актам коррупции не применяются сроки исковой давности. Так, согласно статье 208 ГК РФ, исковая давность не касается защиты нематериальных благ, коррупция же представляет серьезную угрозу верховенству закона. В своих жалобах ответчики же продолжают настаивать на пропуске прокуратурой срока исковой давности, так как речь идет о материальном иске.
Краснодарский краевой суд приостановил производство и обратился в КС, так как счел сложившуюся судебную практику по антикоррупционным искам прокуроров противоречивой. Заявитель указал, что сформированы взаимоисключающие подходы: в одних случаях допускается применение исковой давности, а в других нет, что позволяет отдельным лицам избежать обращения коррупционно нажитого имущества в доход государства, создавая им необоснованные преимущества.