Северо-Запад / Новости 27 октября 2021 г. 18:01

Идею введения в вузах занятий по киберспорту прорабатывают в Петербурге

Санкт-Петербург. 27 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича начал исследование о возможностях внедрения занятий по компьютерному спорту в вузовское обучение, сообщил журналистам в среду вице-президент Федерации компьютерного спорта северной столицы Артур Годлевский.

"Мы (университет) сейчас проводим исследование по заказу Ростелекома о том, каким образом можно было бы включить занятия по компьютерному спорту в образовательную программу", - сказал он.

По словам Годлевского, пока это невозможно из-за отсутствия федерального государственного образовательного стандарта, который бы регламентировал процесс обучения такой дисциплине. В то же время уже существуют возможности заниматься деятельностью, связанной с компьютерными играми, в рамках профессионального дополнительного образования и факультативных занятий.

"Я придерживаюсь точки зрения, что мы должны не учить студентов играть в компьютерные игры, а давать компетенции, которые могли бы быть применимы в сфере компьютерного спорта. Речь идет о программировании, маркетинге, менеджменте, организации интернет-трансляций. (...) Эти компетенции студенты смогут применить и в дальнейшем в своей карьере, даже в других областях", - отметил Годлевский. Говоря о кадрах для индустрии киберспорта, он уточнил, что сфере необходимы судьи, организаторы и юристы.

Менеджер киберспортивных проектов Университета ИТМО Савелий Брага считает, что с учетом развития рынка в вузах целесообразно вводить программы, связанные с разработкой видеоигр, работой с большим массивом данным и т.п. Сам же киберспорт требует не только погружения в предмет и тренировок за компьютером, но и физической активности, а также работы с психологами.

"Хотелось бы подчеркнуть, что киберспорт - это интеллектуальный спорт, с тяжелым режимом тренировок, с огромной конкуренцией, и развиваться в нем сможет не каждый человек", - сказала в свою очередь доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета имени Герцена Ирина Богдановская.

Так, для успеха в этой дисциплине имеют значение свойства нервной системы геймера, натренированность его когнитивных навыков, развитость волевой сферы. "Любая видеоигра тестирует скорость реакции человека, быстроту сбора и обработки информации, способность принять оригинальное решение в связи с игровой ситуацией. Конечно же, требуются (...) и умение мыслить стратегически, способность адаптироваться к различным тактикам противника", - сказала Богдановская.

Согласно результатам исследования нервной системы высокорейтинговых киберспортсменов, которое проводилось при участии сотрудников Института психологии РГПУ имени Герцена, все задействованные геймеры склонны к логике, конкретике, планированию, умению фокусироваться на деталях. При этом специалисты проследили зависимость состояния нервной системы киберспортсменов от жанра игр. Так, у геймеров, специализирующихся на "шутингах" (игры, связанные со стрельбой) нервная система, "скорее сильная, уравновешенная и подвижная", а игроки в жанре "файтинг" (игры, имитирующие бои, драки) отличаются средней, среднеслабой нервной системой.

Богдановская подчеркнула, что важно отличать профессионального компьютерного игрока от любителя с игровой зависимостью. Разница заключается в выраженной мотивации достижения у первых и ее отсутствии у вторых. Сама по себе частая продолжительная игра в видеоигры, по ее словам, не говорит о зависимости. "Есть смысл насторожиться, если человек не имеет других интересов, кроме игры, не способен получать удовольствие иными способами, чувствует, что теряет самоконтроль и не может успокоиться, не имея доступа к игре", - пояснила психолог.

В свою очередь заведующий кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Бутко выразил обеспокоенность влиянием киберспорта на физическое здоровье геймеров. "Из-за сидячего образа жизни всесторонне не развивается мускулатура, скелетные мышцы, сердечно-сосудистая система. (...) Погружение в игру совершенно разрушает, особенно у ребенка, режим и ритм питания. (...) Поэтому очень важно соблюдать баланс и полностью не уходить в цифровую реальность", - сказал он.

Вместе с тем депутат Госдумы Светлана Журова, поддержав развитие киберспорта, поделилась опасениями о том, что повальная увлеченность компьютерными играми отворотит молодежь от классических видов спорта.

Киберспорт (компьютерный спорт) - командное или индивидуальное соревнование, связанное с видеоиграми. В России признан официальным видом спорта. Ведутся дискуссии о включении дисциплины в олимпийскую программу. Как отмечают специалисты, последнее осложняется вопросами правового характера: не все разработчики видеоигр готовы к такому виду сотрудничества. Кроме того, обновления в играх могут влиять на правила и порой менять их, что неприемлемо для Международного олимпийского комитета.

В России наблюдается рост интереса к киберспорту. Особенно заметно это стало после победы команды Team Spirit в составе троих россиян и двоих украинцев на чемпионате мира по игре Dota 2. Турнир проходил в середине октября в Бухаресте, призовой фонд составил $40 млн.

Ранее в СМИ сообщалось об инициативе правительства РФ ввести киберспорт в программу обучения высших учебных заведений.