Cанкт-Петербург. 14 июля. ИНТЕРФАКС - В петербургском ЦВЗ "Манеж" в понедельник состоится открытие выставки "Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта", сообщает пресс-служба выставочного зала.
Выставка продемонстрирует почти два столетия развития фотографии. В экспозиции будет представлено 600 произведений 178 авторов, в том числе Луи Дагера, Вильяма Каррика, Карла Буллы, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Бориса Смелова, Бориса Орлова, Сергея Борисова, Влада Мамышева-Монро.
Все работы являются авторскими отпечатками, часть из которых будет показана впервые.
Зрители увидят фотографии от первых дагеротипов 1840-х годов до нейросетевых генераций 2020-х.
Экспозиция выстроена как маршрут через ключевые стадии развития фотографического искусства. Выставка начинается с появления самого медиума - дагеротипов конца 1830-х годов. Особое внимание в экспозиции уделено тройному авторскому дагеротипу, подаренному Луи Дагером императору Николаю I в 1839 году - работа предоставлена Российской академией художеств. Эта работа ознаменовала начало эры фотографии. В числе ранних авторов также представлены Пьер-Амбруаз Ришбур, Вильям Каррик, Карл Бергамаско.
К концу XIX века появляется пикториализм - направление, в котором фотография стремится говорить языком живописи, разрабатывает свои художественные средства выразительности. В этом разделе зрители увидят работы Андрея Карелина, Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова, Александра Гринберга, Николая Свищова-Паолы.
Посетители узнают, как со становлением советской фотографии в период 1920-1930-х годов появляется советский фотоавангард, а затем на смену ему приходит соцреализм (Александр Родченко, Эль Лисицкий, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, Георгий Петрусов).
Отдельный раздел посвящён фотографии периода Великой Отечественной войны, повлиявшей на дальнейшее развитие фоторепортажа - от фиксации события до создания фотографий-символов. Снимки Макса Альперта, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Михаила Трахмана выступают архивом коллективной памяти.
С послевоенным периодом до 2000 года, где наряду с работами официальных фотографов на выставке представлено творчество фотографов-нонконформистов (Сергей Борисов, Валерий Плотников, Игорь Макаревич, Ольга Чернышева, Алексей Титаренко).
"Финальный акцент экспозиции - на визуальных практиках XXI века, включающих цифровой монтаж и нейросетевые изображения: Константин Худяков, AES+F, Ольга Мичи, арт-группа ГрОМ исследуют границы медиума, где фотография становится средством переосмысления и генерации образов", - говорится в сообщении.