Для восстановления книжной отрасли необходима отмена НДС для детских книг и снижение налога для взрослых изданий - эксперты

Санкт-Петербург. 4 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Для восстановления книжной отрасли в России, пострадавшей от последствий пандемии коронавируса, необходимо отменить НДС на детские книги и сократить НДС на 10% для взрослой книги, считает генеральный директор издательского дома "Поляндрия" (Санкт-Петербург) Олег Филиппов.

"Безусловно, важна отмена НДС на детские книги - это поможет цене на полке книжного магазина, доступности для читателей, увеличит оборачиваемость. Для взрослых книг - хотя бы сократить НДС на 10%. Государство может оказывать финансовую поддержку при издании книг, особенно при печати в российских типографиях - есть много механизмов, как это контролировать и компенсировать. Нельзя поддерживать один сегмент книжного бизнеса и не поддерживать другие - магазины и типографии связаны напрямую", - сказал Филиппов "Интерфаксу".

По его словам, нельзя отдельно выделить особо пострадавший сегмент книжного рынка. "Мы все связаны, и в книжном бизнесе пострадали не только издатели. Все - от переводчика книг до типографии, от книжного магазина до логистики. Книг покупают меньше, курс евро вырос, мы ограничены в возможностях производства, которое стало еще и дороже... Изменения рынка затронули все цепочки", - отметил Филиппов.

По итогам года книгоиздатели ожидают глобального падения в отрасли. "Но точных цифр сейчас никто не сможет сказать, потому что мы живем текущим моментом - по нему принимаем решения, и строим планы не на год и даже не на полгода, а только на месяц. Это касается и издания книг, и работы с типографиями, и продаж и получения доходов. Мы настроены на продолжение работы, не готовы снижать качество наших книг и очень надеемся на поддержку отрасли со стороны государства", - сказал собеседник агентства.

В свою очередь совладелец книжного магазина "Подписные издания" Михаил Иванов сообщил "Интерфаксу", что помогать надо не только отдельным отраслям, признанным пострадавшими, но всем, у кого упали обороты, а "такая информация есть у государства, у налоговой".

"В целом, людям нужны деньги. Чтобы всем стало легче, нужны дешевые кредиты для бизнеса, гарантированные государством. И это не про МРОТ для сохранения штата, а про развитие бизнеса. Книжный бизнес живет за счет новинок - они локомотивы продаж, с которыми в пакете покупают другие книги. Издательства сокращают свои планы - сократится и количество людей в магазинах. Но помощь государства нужна не только книжному бизнесу", - отметил Иванов.

По его словам, поддержку следует оказывать на местных, региональных уровнях.

"Можно отменить не самые нужные мероприятия, например Книжный салон, и перенаправить деньги на помощь книжному бизнесу. Арендные платежи, скажем, - в масштабах города это немного, но помощь всем нам существенная. Налогообложение - в частности отмена страховых взносов. Книжному бизнесу помогла бы отмена и УСН, и продление отмены страховых взносов на сотрудников. В британской модели НДС на книги - 0%. Нам такое решение помогло бы сохранить цены на книги, ведь их рост сейчас очень вероятен", - сказал представитель книготорговли.

КНИЖНЫЙ БИЗНЕС В ОНЛАЙНЕ

Генеральный директор "Поляндрии" отмечает, что онлайн-сегмент в настоящее время очень активен и реагирует на потребности рынка, там сейчас сосредоточено все внимание продавцов. Онлайн-торговля ищет такие решения, к которым не прибегала бы в обычное, "довирусное" время, при нормальной работе розницы.

"Мы сфокусировались на данной форме торговли и находим новые решения, улучшаем процессы, работаем с сервисом и обновлениями, акциями и стимулированием продаж, доставкой. Позитив в том, что все вложенное в онлайн сейчас, потом продолжит приносить результат как отложенные инвестиции. Когда магазины откроются, хочется верить, что онлайн-продажи останутся на хорошем уровне, и, не отнимая у них успех и долю продаж, розничная форма торговли просто присоединится. Думаю, привычка останется, но онлайн полностью не заменит розницу. Те, кто ушли временно в онлайн, вернутся в розницу, но станут более лояльными к дистанционным покупкам, - считает Филиппов.

По его словам, онлайн-продажи собственного интернет-магазина "Поляндрии" вырастут и достигнут доли в 20% от всех продаж. "И надеемся на дальнейший прирост, конечно. Оценить маркет-плейсы не можем - с ними мы работаем через крупные оптовые поставки (как онлайн, так и офлайн), - добавил генеральный директор.

В свою очередь совладелец "Подписных изданий" отмечает, что раньше интернет-продажи занимали не более 10%. "После возвращения к обычной жизни они останутся на уровне 30%, я думаю. Мы сделали многое, для того чтобы это хорошо и отлаженно работало, и покупатели привыкли. Проводим консультации по телефону и на сайте - присылаем рекомендации через сайт, по телефону специалист дает полезную информацию по анализу предпочтений покупателя", - сказал Иванов.

Говоря о Книжном салоне в Петербурге, не прошедшем в этом году в привычном формате, Филиппов отметил, что c точки зрения продаж отмена данного мероприятия повлияла не сильно, но "лишила общения с читателями вживую, участия в общих с коллегами по цеху форматах - круглых столах, совместных акциях".

"В книжной отрасли сейчас все максимально переведено в онлайн - конкурсы, чтения, интервью, прямые эфиры... Всего этого вполне достаточно, а вот живого личного общения людям не хватает. Лично для нас в этом году были очень важны зарубежные ярмарки и IBBY (International Board on Books for Young People - Международный совет по детской и юношеской литературе) в России, где мы должны были впервые выступить как правообладатели", - уточнил Филиппов.

ОЖИДАНИЯ 2020 ГОДА И РЕАЛЬНОСТЬ

Совладелец книжного магазина "Подписные издания" отмечает, что начало 2020 года в книготорговле было обещающим, но март стал переломным.

"До середины марта мы росли на 30%, по сравнению с прошлым годом. В середине месяца началось резкое падение, итог месяца - 10%. У нас уникальная ситуация, у наших коллег намного хуже - падение продаж в марте составило до 50%", - сказал Иванов.

По его словам, с конца марта началась перестройка только на онлайн-продажи, и весь апрель "ушел на совершенствование онлайн-продаж".

"В апреле мы получили только 30% от нашего обычного оборота. Уже в мае мы снова достигли 50%, но это было непросто", - говорит Иванов.

При этом он добавляет, что прогнозы "по рознице бесполезны, ничего не сбывается". "Мы могли бы ориентироваться на западный опыт, но там книжные магазины открывали первыми из всех. Странно, что наш город, который ушел на режим самоизоляции одновременно с Москвой - в три раза большей по числу жителей, - все еще закрыт. А в Москве книжные магазины работают. Предполагаю, что если мы откроемся 15 июня, мы очень постараемся по итогам 2020 года выйти на 75-80% от прошлого года, суммарно по продажам онлайн и офлайн", - подчеркивает представитель книготорговли.

Он также отмечает, что Петербург в огромной зависимости от туристов, которых до конца лета не будет. "Август - главный месяц года после новогодних праздниковпо продажам для книжных магазинов. В этом году в первую очередь пострадают магазины в центре, в которых большая доля продаж была именно для гостей города. Если в июле все будет очень хорошо, то это максимум 70% обычных продаж. Тогда как наши региональные коллеги ждут хотя бы 30%. Ситуация, мягко говоря, пугающая", - заключает эксперт.

Генеральный директор "Поляндрии" также подчеркивает, что книгоиздатели закладывали положительную динамику в свои планы на 2020 год.

"Планы на 2020-й мы формировали в конце успешного 2019 года, где присутствовали и рост продаж, и увеличение количества новых книг. Поэтому по итогам 2020 года мы готовились вырасти еще на 30%. Сейчас мы движемся к той же цели, стараясь радикально не пересматривать нашу стратегию, но понимаем, что в идеале получится - 15% в продажах по отношению к прошлому году. Корректируем и планы по выпуску книг. Все это происходит постепенно - от месяца к месяцу", - сказал Филлипов.

Он отметил, что продажи розничных магазинов упали на 100%, онлайн-торговля выросла с 10% до 20%, общее падение продаж - до 80%. "При этом расходы нашей компании остались прежними - зарплата сотрудников, офис. Прямые расходы на книгоиздание стали немного меньше, но не настолько, чтобы они компенсировали сокращение доходов", - сказал Филиппов.

Он добавил, что процесс получения денег в книжном бизнесе долгий, а постоянно меняющаяся обстановка особенно сложна для книгоиздания. "Мы не знаем, когда и в каком объеме получим выручку от продаж этого года. Непрогнозируемое инвестирование и вера в лучшее будущее - все, что у нас сейчас есть, и все меняется ежедневно", - уточнил Филиппов.

При этом он уверен, что у детской книги больше шансов пройти кризис. "Взрослый человек может купить электронную книгу, а ребенку мы такую замену предложить не можем. Ограничение других детских активностей дает больше шансов обычной книге. Взрослые книги в апреле, например, упали на 80%, детские не настолько значимо - на 50% по отношению к марту 2020 года", - добавил руководитель "Поляндрии".

Пока издательство будет придерживаться сформированного ранее плана работы, но передвигая издательские планы на более поздний срок, ожидая позитивных изменений. "А пока - это меньшее количество книг в месяц и сокращение тиражей. Для нас это - напрямую сокращение продаж. Потому что чем меньше тираж, тем книга дороже для покупателей", - заключил эксперт.

Как сообщал в начале июня председатель Российского книжного союза Сергей Степашин, за время ограничений книжная отрасль России потеряла до 6 млрд рублей, в Петербурге, по его данным, порядка 1,5 млрд рублей.

Он отмечал, что обращение к руководству страны позволило добиться компенсации, которую получат не только крупные издательства, но и мелкие, что позволит им выжить в сложившихся условиях.

В мае Российский книжный союз сообщал, что убытки издателей за март-апрель составили около 2,3 млрд рублей, убытки книжных магазинов за этот же период - 3,6 млрд рублей. По итогам года книгоиздатели ожидают потери не менее 15 млрд рублей.