Санкт-Петербург. 5 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Завершаются работы по реставрации штукатурной отделки, лепного декора и металлических оконных заполнений барабана центрального купола Смольного собора, сообщает пресс-служба петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в субботу.
Стоимость контракта 2022 года составляет 39,9 млн. рублей. В настоящее время производится демонтаж неинвентарных лесов высотой 72 метра.
Все работы будут завершены к маю 2022 года.
Реставрация фасадов собора проводилась в 2015-2016 годах по программе КГИОП. Финансирование составило 481,6 млн. рублей В 2017 году началась реставрация интерьеров храма. Из средств бюджета Петербурга с 2017 по 2021 годы на эти работы было выделено 422,9 млн рублей.
"Реставраторы нашли свидетельство несостоявшегося замысла Василия Петровича Стасова расписать своды и арки монохромной росписью гризайль. Живописное оформление в стиле классицизма означало бы "изгнание" духа Растрелли, и Николай I повелел росписи забелить. В ходе реставрационных работ выполнена музеефикация пробного участка росписи", - говорится в сообщении.
Интерьер собора завершен архитектором Стасовым в 1832-1835 годах.
Проведена реставрация тамбура из сосновой и дубовой древесины, украшенного резными элементами из массива дуба. Тамбур был сооружен в 1875-1876 годах по проекту архитектора Петра Самсонова.
Выполнена реставрация дверей из древесины хвойных пород северного и южного входов; оконных деревянных и металлических заполнений молельного зала; стен, арок и сводов молельного зала; полов и ступеней солеи из натурального мрамора; лепных архитектурных элементов; металлодекора на хорах; кованых ограждений. Специалисты провели работы по архитектурному убранству внутренних поверхностей центрального барабана, купола и "фонарика".
Пол в молельном зале из крупноразмерной ревельской плиты был впервые настелен в 1830-х годах. За время эксплуатации собора под складские цели большое количество плит было испорчено сколами, сквозными трещинами, поверхность покрылась провалами и кавернами. В начале 1990-х годов при организации концертно-выставочного зала реставрация полов не проводилась.
В ходе работ временный пол был демонтирован, а исторический пол из каменных плит - отреставрирован, при этом порядка 30% плит были воссозданы.
Восстановлена историческая система освещения зала.
В 2018 году для экспонирования в Смольный собор была перевезена 200-летняя деревянная скульптура ангела с купола церкви Святой Великомученицы Екатерины на Кадетской линии. Вес скульптуры - около 2 тонн, высота - 3,85 м (без креста), ширина (по размаху крыльев) - 1,35 м. На куполе была установлена точная копия ангела с воссозданным крестом.
Кроме того, по программе КГИОП ведется реставрация интерьеров церквей, расположенных в угловых башнях корпусов Смольного монастыря.
В 2021 году по были завершены работы по реставрации церкви святых Захарии и Елизаветы (северо-западной), которые велись с 2018 года и церкви святого Александра Невского при Александровском институте (северо-западной, в среднем ярусе башни).
В 2021 году началась реставрация интерьеров церкви святой Великомученицы Екатерины (северо-восточной) - главной церкви Императорского Воспитательного Общества благородных девиц. Она уникальна тем, что её барочная отделка сохранилась практически в первоначальном виде, какой её задумал и реализовал Растрелли. Временем окончания отделки храма принято считать конец 1762 года. В текущем году реставрация продолжится.
При Петре I существовал "Смольный двор" - казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднен в 1733 году). Рядом с этим двором в 1714-1715 гг. был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете.
По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь. Результатом явился высочайше одобренный проект Франческо Бартоломео Растрелли.
Монастырь имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его архитектурной доминанты - стометрового пятиглавого собора - повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.
Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда.
В помещениях церквей, расположенных в угловых башнях корпусов, разместился архив Ленинградского обкома КПСС, что спасло уникальные интерьеры от уничтожения.