Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак:

"Спектакль рождается только на сцене"

Театры, как и все культурные учреждения города, закрыты в Петербурге уже два месяца в связи с ограничениями из-за пандемии коронавирусной инфекции. Они лишены возможности зарабатывать деньги и ставить новые спектакли. Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке народный артист России Семен Спивак рассказал «Интерфаксу», каково творческим людям находиться в самоизоляции, какую работу пришлось прервать и почему онлайн-формат не подходит театрам.

"Спектакль рождается только на сцене"
Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

- Семен Яковлевич, расскажите, над чем вы работали до карантина? Подготовку каких спектаклей пришлось прервать?

- Пришлось прервать работу над пьесой «Кабала святош» Булгакова, а это была наша главная работа. Дело в том, что в октябре прошлого года правительство Санкт-Петербурга по непонятной причине сократило финансирование новых спектаклей. Поэтому многие режиссеры, приглашенные к нам на другие постановки, сказали: нет денег - тогда мы пока не будем репетировать. А в планах были и «Женитьба» Гоголя, и «Чайка» Чехова, которая вслед за «Тремя сестрами» могла бы стать для нас еще одним удачным опытом работы с чеховской драматургией … Но будем надеяться, что мы этот вопрос решим.

- Вы также ставили спектакль в Большом театре?

- Да, в Москве я должен был выпускать оперу «Дон Жуан» Моцарта. Премьера была намечена на июнь, но Большой театр закрыли до 1 сентября, поэтому сроки сместились.

- Вы сейчас, как и все ваши коллеги, не можете ходить в театр. Как приходится с этим справляться?

- Я не буду оптимистично заявлять, что мне легко. Справляться тяжело, особенно художнику. Шел активный творческий процесс, а потом раз - и за секунду все изменилось, мы должны были уйти… Я уже больше месяца в театре не появлялся, и, думаю, что мы еще не скоро сможем собраться все вместе, хотя в Петербурге цифры (по заболеваемости коронавирусом – ИФ) ниже, чем в Москве. Все очень серьезно -  мой  друг из Америки, очень известный художник, погиб от этого вируса…

- У вас есть советы, как с этим справляться, особенно творческим людям?

- Творческим людям особенно сложно. Я советую читать книги, придумывать, проигрывать в голове сцены из спектаклей, хотя, конечно, сцены должны не придумываться таким образом, а рождаться на репетиции. Я смотрю какие-то спектакли в интернете, но иногда из-за этого начинаю переживать еще сильнее... Сейчас все очень сложно. Но на кольце царя Соломона с одной стороны было написано «Все пройдет», а с другой -  «И это тоже пройдет». Надо верить, что нынешнее положение продлится недолго.

- Как вы думаете, зрители быстро вернутся в театр?

- У меня нет иллюзии, что зрители сразу вернутся в театр. Я думаю, это долгий процесс, который будет длиться минимум год.

- Многие ваши коллеги так говорят, но почему? Думаете, люди будут бояться?

- Конечно. Страх — чувство, присущее всем. Древние китайские мудрецы говорили, что первыми погибают самые здоровые. Так и есть, потому что здоровый человек считает, что ему можно работать и делать все, что угодно. А осторожный человек делает меньше ошибок. Я верю древним китайцам. Они понимали  процессы, которые происходят в душе человека.

- Насколько тяжело сейчас театру финансово?

- Знаете, никогда не надо заново изобретать велосипед. Проверено веками, что театр не может работать без дотаций, поэтому сейчас финансовое положение у нас не очень хорошее. Театр - это элитарное искусство. Может быть, это последнее из искусств, которое передается напрямую, без посредника - от человека на сцене к человеку в зрительном зале. У нас была высокая посещаемость (до ограничений с закрытием театров – ИФ), но мы не можем работать только на самоокупаемости, мы не передвижная цирковая труппа 19-го века, которая жила на то, что зарабатывала. Мы — родной для Петербурга театр и странно, что в культурной столице решили поступить так с финансированием, я говорил об этом выше. Это все равно, что женщинам запретить рожать...

В современном театре должно быть качественное, современное художественное оформление. Сегодня зритель искушенный - он в любое время может посмотреть великий фильм, легендарный спектакль в записи. По сути, мы каждый вечер вступаем в конкуренцию с великим искусством, поэтому мы должны быть конкурентоспособными.

- Во многих театрах сейчас нечем платить зарплату артистам...

- Сейчас много говорят о необходимости помогать бизнесу. И я с этим согласен, ему надо помочь. Но мне кажется, надо помогать и культуре. Это очень важно, особенно в культурной столице. В Москве ведь выделены средства для этих целей. Нам не дали деньги на новые постановки, но дали на коммунальные услуги и заработную плату, а потом решили и часть этого снять. Мы добились того, чтобы эти деньги нам оставили. Но средства на новые постановки — это серьезная проблема, о которой надо говорить и говорить. Мы сами не осилим это. У нас спектакль на большой сцене, я думаю, стоит миллионов 9-10. Мы учреждены городом, поэтому город и должен заботиться о своих «детях», это обязанность учредителя.

- Расскажите об онлайн-форматах в театрах.

- Мне сложно об этом говорить. Мне кажется, смешно показывать спектакль на экране. Это все равно что пытаться зачать ребенка по интернету. В театре каждый вечер создается «духовный ребенок». «Отцом» является зал, а «матерью» -  сцена. Когда они встречаются, рождается дитя - спектакль. А если встречи не происходит, то некое представление, идущее на экране, меня не трогает. Потому что спектакль может быть только живым.

- Это не кино...

- Да. Но сейчас приходится что-то делать. Я понимаю, когда артисты читают онлайн сказки, рассказы, но играть спектакли —  совсем другое дело. Мне становится от этого не по себе.

- Когда карантин закончится, что вы продолжите, в первую очередь?

- Я думаю, мы не сможем возобновить работу в полную силу сразу. Когда спортсмен долго не тренируется, он не может сразу включиться в соревнования. Он начинает подготовительные тренировки постепенно. Мне кажется, спорт выработал замечательные правила поэтапного вхождения в форму. Оно должно происходить медленно, целенаправленно, мудро. 

- У вас сейчас есть студенты?

- Нет, сейчас нет. В сентябре планировался набор.

- Как будут набирать в этом году?

- Непонятно. Если по интернету — будет очень странно. Разве можно узнать человека по интернету?! Знаете, ведь огромное количество неудачных знакомств происходит именно в интернете. Что ж, значит, такое количество ошибок возможно и у нас …