Санкт-Петербург начал подготовку к знаковой для города дате – 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Памятные мероприятия в январе 2024 года пройдут не только на театральных и концертных площадках, музеях, но и в Соляном переулке, на Манежной и Дворцовой площадях. К торжествам готовятся все культурные учреждения города, а особенно те, кто продолжал работу в осажденном Ленинграде. Председатель городского комитета по культуре Фёдор Болтин рассказал "Интерфаксу" о том, как в Петербурге отметят памятную дату, а также о крупных реставрационных проектах, модернизации библиотечной сети и о том, как культурная столица справилась с последствиями ковидных ограничений.
— Федор Дмитриевич, в следующем году Петербург отмечает знаковую для города дату – 80-летие со дня полного освобождения города от фашистской блокады. Как будет отмечаться это событие?
— На недавнем заседании оргкомитета "Победа" президент России Владимир Путин дал поручение о подготовке федерального плана мероприятий и формированию организационного комитета празднования 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады. Центром торжеств в следующем году станет Дворцовая площадь – там пройдут наиболее крупные мероприятия. Учреждения культуры Петербурга подготовят собственные юбилейные программы – важно, чтобы о блокаде говорили широко и на всех уровнях, в максимально доступной форме. Сохранение исторической памяти – наша важнейшая задача. Я хотел бы поблагодарить все наши городские ветеранские организации и Институт изучения истории блокады за самое активное участие в наших проектах.
Прежде всего, готовится большое количество уличных интерактивных программ. Их задача – воссоздать страницы истории тех времен, погрузить в этот сложный, эмоциональный и, вместе с тем, героический период жизни Ленинграда. Реконструкция воспоминаний о жизни города в годы блокады – это наша эмоциональная память, наша благодарность тем, кто вдохновил страну на победу. Большой опыт проведения таких мероприятий накоплен у Музея обороны и блокады Ленинграда. Это и экспозиция патриотического объединения "Ленрезерв", и интерактивные проекты на Манежной площади. У нас сложилась еще одна традиция – вспоминать истории театров и концертных площадок, которые, несмотря на все трудности, продолжали работать во время блокады. Более того, в наших учреждениях до сих пор трудятся ветераны и узники концлагерей – об этом мы тоже помним и рассказываем.
Вкладом в сохранение памяти о блокаде стало и производство тематических документальных и художественных фильмов. Город поддержал несколько таких картин. Скоро на большие экраны выйдет фильм, посвященный блокадным медикам – "Врачи осаждённого города". В Петербурге есть Музей блокадной медицины, где хранятся дневники и записи тех самых врачей, медсестёр и ученых – фильм будет построен на этих материалах, в кадре окажутся те, кто создавал блокадную историю. Также в ближайшее время выйдет фильм Алексея Германа-младшего "Воздух", созданный при финансовой поддержке города.
— Какие крупные проекты в сфере культуры предстоит реализовать в этом году?
— В ведении комитета около 120 учреждений культуры, которые пользуются более 600 зданиями. Многие объекты расположены не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области – например, крепость Орешек или ГМЗ "Гатчина". Каждый объект требует к себе внимательного отношения. Только в прошлом году мы предусмотрели более 3,2 млрд рублей на ремонт и реставрацию помещений, в этом году объем средств будет увеличен. Продолжаются работы в Гатчинском дворце, в Соборе Воскресения Христова (Спасе-на-Крови) — жители могут видеть перемещение строительных лесов с одной части собора на другую и сравнивать облик воссозданных элементов уникального памятника архитектуры. После капитального ремонта мы откроем Музыкальное училище имени Н.А.Римского-Корсакова на улице Володи Ермака. Кроме того, начинается масштабная реконструкция театра "Мюзик-Холл" – не ремонт, а именно реконструкция, поэтому заказчиком выступает комитет по строительству, но мы с ними постоянно на связи. Продолжается работа на площадке Центра современного искусства имени Сергея Курехина на Васильевском острове.
— В 2021 году после глобального ремонта открылась Библиотека имени Маяковского. Ведутся ли такие работы в других библиотеках города?
— Скоро завершится ремонт Библиотеки имени А.И. Герцена на Новгородской улице. В 2023 году в рамках следующего этапа модернизации библиотек планируем работы в библиотеках имени Маяковского, Лермонтова и Пушкина, Театральной библиотеке, Библиотеке для слепых и слабовидящих. К 2025 году будет модернизирована вся городская библиотечная сеть. Этот процесс носит, в первую очередь, технологический характер, что позволит ввести единый стандарт обслуживания для всех читателей. Так, доступ к библиотекам будет открыт не только постоянным посетителям по единому читательскому билету, но и всем горожанам по Единой карте петербуржца и Единой карте школьника. Будет закуплено новое оборудование, заработает единая сеть самообслуживания. Сдать и получить книгу можно будет круглосуточно без обращения к сотрудникам. Среди других запланированных нововведений – станция автоматизированной системы сортировки книг, мобильное приложение "Петербургская библиотека" для быстрого доступа к ресурсам.
— Появятся ли в городе новые культурные площадки?
— Здесь я бы привел пример особняка Юсуповой на Литейном проспекте, 42, который недавно освободили от прежних арендаторов. У него совершенно уникальная архитектура, прекрасный концертный зал, здание площадью более 7 тыс. кв. метров. Теперь удивительный памятник архитектуры в центре города перешел в ведение музея "Исаакиевский собор". У нас большие планы на эти помещения – в ближайшие два года мы намерены подготовить проект и пройти экспертизу, чтобы приступить к воссозданию и реставрации объекта. Он должен стать общедоступным и войти в культурную жизнь города.
Продолжается активная работа и на площадке Центра музыкальной культуры "Чайковский" на Думской улице. Там расположен концертный зал, большое количество помещений для создания творческих лабораторий, проведения лекций и мероприятий. Мы верим, что уже через год сможем пригласить зрителей на первые концерты.
— Почему здание особняка Юсуповой перешло именно к Исаакиевскому собору?
— Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" — одно из учреждений, которое самостоятельно осуществляет огромный объем реставрации. Так, все работы в Спасе-на-Крови ведутся на деньги от продажи билетов и на доходы учреждения. Каждый посетитель музея вносит в это свой вклад. Уже сейчас за счет собственных средств Исаакиевский собор организовал полное инженерное обследование особняка Юсуповой, затем начнется проектирование. Это позволит сократить сроки необходимых работ.
— Как культурные учреждения пережили ковидные ограничения? Приходилось ли увольнять сотрудников или жертвовать новыми постановками, выставками?
— Основной источник получения бюджетных средств – государственные задания, а они сохранялись в полном объеме в течение всего времени ковидных ограничений. Это позволило всем учреждениям, подведомственным комитету по культуре, выплачивать заработную плату сотрудникам. Как я уже говорил, у нас около 120 учреждений, в которых работает более 16 тыс. сотрудников, включая совместителей. Безусловно, на зарплату влияет еще и размер дохода культурного учреждения. В некоторых случаях прибыль уменьшилась в разы, были переносы спектаклей. Отмечу, что показы постановок не отменялись, а переносились, поэтому зрители не всегда обращались за возвратом билетов и ждали встречи со своими любимыми артистами, средства оставались в театрах. Когда мы вернулись к нормальному режиму работы, концертные залы и театральные площадки провели все программы, запланированные до пандемии. Я хотел бы отдельно поблагодарить и городское управление Роспотребнадзора, его руководителя Наталию Башкетову. Ведь в нашем городе были применены уникальные стандарты безопасности – мы не использовали принцип шахматной рассадки, не опускали процент заполняемости залов до 25, а потому смогли возобновить полноценную работу с началом театрального сезона.
— Как сейчас обстоят дела с кинотеатрами? Им пришлось особенно тяжело в последний год. Как город их поддерживает?
— В Петербурге порядка 50 кинотеатров, часть из них находится в ведении города – например, знаменитые "Родина", "Аврора", киносеть "Петербург кино". К слову, в прошлом году первый городской кинотеатр "Уран" в Выборгском районе (правда, в те времена это был пригород) — полностью отреставрировали.
Поддержка фильмов ведется по двум основным направлениям. Первое – поддержка кинопроизводства, второе – поддержка киносети. За последние 2-3 года было принято несколько знаковых решений по поддержке производства. Например, была учреждена кинокомиссия, которая помогает получать необходимые согласования для съемок. Все, кто приезжает в Петербург делать большое игровое или документальное кино, обращаются в комиссию за помощью и консультациями. Это во многом упростило работу, и мы видим, что количество заявок на съемки фильмов в Петербурге увеличивается – к нам все больше и больше приходят снимать кино.
Есть и финансовая поддержка. Совсем недавно было принято решение, что субсидии смогут получать не только НКО, но и коммерческие организации. Это позволило поддержать крупные проекты, большие фильмы, некоторые из которых уже вышли в прокат или выйдут в этом году. Объем средств на кинопроизводство вырос – в прошлом году он составил 200 млн рублей.
Что касается киносети, то, действительно, весной прошлого года были проблемы с прокатом. У каждого кинотеатра был четкий регламент показов отечественных и зарубежных фильмов, но это расписание нарушилось. Они начали показывать ретроспективы и при этом активно заявляли о своих проблемах. Мы наладили прямой контакт с Ассоциацией кинотеатров, куда входят все коммерческие площадки. Был найден очень интересный формат работы – через механизм субсидий. В прошлом году город оказал кинотеатрам поддержку в размере более 50 млн рублей.
Отмечу также, что в киносети города работает около 1500 человек – это уникальные специалисты, и мы не могли позволить себе их потерять. У нас не было веерных закрытий кинотеатров. К тому же мы провели несколько акций, например, в преддверии Дня города и Дня знаний школьники могли бесплатно получить билеты в кино. Это помогло вернуть зрителей в залы. Такая дотация и поддержка помогла кинотеатрам выполнить свои обязательства, связанные с арендой, оплатой труда. Удалось не допустить стрессового состояния. В настоящее время кинотеатры уже начинают адаптироваться к реалиям. Они не только показывают фильмы, но и проводят развлекательные мероприятия. Эта практика будет продолжена.
— А как снималось кино во время ковидных ограничений?
— В Петербурге был принят один из первых стандартов безопасности съемок в стране. Во время ограничений мы продолжали снимать даже массовые сцены – разумеется, с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора. Это тоже помогло отрасли в сложный период.
— А какая ситуация была с музеями?
— С музеями ситуация похожая – у них были финансы, предусмотренные на выставочную деятельность, на участие в проектах. Эти средства направили на оплату труда, чтобы не допустить ухода специалистов, ведь это высокопрофессиональные кадры. Было реализовано огромное количество мероприятий, продолжилась научная работа. Тут важно отметить, что музей – это ведь не только демонстрация тех или иных предметов, это и реставрация, и серьезная научная деятельность.
Пандемия стала настоящим испытанием для культурной сферы, и Петербург справился! Опыт дистанционной работы получил свое развитие. Появились успешные онлайн-фестивали, а театры стали транслировать свои постановки в режиме онлайн. Люди научились приобретать билеты в театры, музеи, на концерты через интернет. Одним из ярких примеров работы в цифровом пространстве стал наш портал "Культура Петербурга", где мы ежедневно размещаем самую актуальную информацию обо всем, что происходит в культурной жизни нашего города.