В северной столице 14 октября открывается масштабный фестиваль "Друзья Петербурга". Он станет возможностью для петербуржцев не только посетить выставки и специальные мероприятия во многих музеях города, но и заглянуть в "закулисье" культурных учреждений, узнать о работе реставраторов, архитекторов и хранителей. Куратор проекта "Великое посольство" и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики Петербурга Лиза Савина рассказала "Интерфаксу" об особенностях фестиваля и лабораториях для будущих работников сферы культуры.
- На фестивале "Друзья Петербурга" будет задействовано много площадок. Какие мероприятия там пройдут?
- Мероприятий очень много, и они все разные. Есть большая публичная программа: это мастер-классы, дискуссии, экскурсии, медиации, встречи. В Петербурге такое делают не очень часто. Кроме того, в рамках фестиваля пройдет много интересных выставок. Например, призер премии "Арте лагуна" Саша Фролова, которая открывала в Венеции карнавал, будет представлена в Ораниенбауме. Это такое соединение старого и нового. Будет также много мероприятий реставрационных. И это первый случай, когда профессия реставратора выходит на первый план.
В дни работы фестиваля гости смогут посетить мероприятия в городских музеях, среди которых Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, "Царское Село", "Петергоф", Русский музей, Музей городской скульптуры, Музей Арктики и Антарктики, Музей-квартира В.В. Набокова и другие площадки. Для посетителей будут организованы эксклюзивные экскурсии в музейные фонды, лекции по сохранению историко-культурного наследия, встречи с художниками и экспертами, специализированные мастер-классы по реставрации и многие другие мероприятия.
Ведущие специалисты музеев и профессионалы в сфере реставрации проведут мастер-классы и лекции как для широкой аудитории, так и для молодых специалистов профильных вузов и реставрационных колледжей.
Кроме того, на фестивале можно будет попробовать себя в роли мастера и поработать с гипсом, деревом и янтарем в Царскосельской янтарной мастерской. Для любителей истории создатели линкора "Полтава" - восстановленного линкора Балтийского флота - расскажут о строительстве и уходе за историческим кораблем. В филиале Музея городской скульптуры специалисты поделятся секретами реставрации памятников.
- Идея фестиваля в том, чтобы обратить внимание на труд работников культуры?
- В современном культурном мире очень много профессий, которые мы обычно не замечаем, которые находятся как бы за пределами видимости. Например, есть супер-звезды или объект, который эту звездность обеспечивает. Например, Петропавловский собор. Но он же не просто так существует, а потому что есть люди, которые дают возможность ему существовать в том виде, в котором мы его лицезрим. Или архитектура. Город ведь не просто так возник. Конечно, существует очень красивая легенда, и я ее очень люблю, она о том, что Петербург не мог быть тут построен, климат не способствует, поэтому он был создан на небесах и спущен на землю. Но мы же понимаем, что город был построен, потому что было много людей, таких как архитектор Трезини. Это люди, которые тут жили и продолжают тут жить, работать с этим городом, превращать его в объект желания. Есть музейщики. Мы никогда не думаем о тех, кто стоит за музейными предметами. Меня поразила одна история. Однажды в Эрмитаже была объявлена тревога. Мы в этот момент работали с коллекцией, и я звоню хранителю и спрашиваю: "Ты убежала?", а она отвечает: "Нет, я же хранитель, я остаюсь". То есть это абсолютно героическая профессия. Это люди, которых мы не видим. Фестиваль "Друзья Петербурга" как раз о них.
- То есть фестиваль - это некая попытка обратить внимание на изнанку города, на то, чем он живет?
- Мы часто обращаем внимание на красивые бесконечные панорамы. Но у этого всего есть основа. "Друзья Петербурга" - это возможность посмотреть на нее. Это особенно интересно для нашего города, так как он был построен, как декорация. Он чуть-чуть более красивый, чем надо. Очень сложно сделать себя частью этого города. Ты все время ходишь по нему, как статист по сцене. А когда ты понимаешь, как он работает изнутри, как это все функционирует, это и делает город культурной столицей. Вена - это культурная столица, потому что в ней 70 процентов людей заняты культурным производством. В Петербурге мы не знаем об этих людях ничего. Сейчас мы хотим поговорить о них, о вещах, которые они делают. Это важно для тех, кто сейчас учится и в какой-то момент должен будет выбрать, чем он будет заниматься в своем городе.
- "Друзья Петербурга" - это не только фестиваль, но и проект. Если расширить рамки и поговорить об этом. В чем он заключается?
- Сам фестиваль - это репрезентативная часть. В рамках проекта проводятся образовательные мероприятия для студентов художественных, архитектурно-строительных и реставрационных учебных заведений. В проект входит программа "Великое посольство", которую я курирую. Это собственно работа с молодыми специалистами. Мы понимаем, что у всех этих специалистов тоже есть всегда недостаток видимости. Тех, кто стоит за спиной культуры, на которую мы опираемся, не знает почти никто. Когда ты заканчиваешь вуз, ты должен понимать, чем будешь заниматься. Часто с окологуманитарными специальностями дело обстоит так, что нужно все забыть, чему учили и начинать работать с нуля. В рамках же проекта появляется возможность, пока студенты еще учатся, понять, как это функционирует. Вот я сейчас, например, участвую в подготовке выставки. Когда работаешь внутри, не очень отслеживаешь все процессы. Но когда ты погружаешь в это молодого будущего специалиста, то удивительные силлогизмы процесса подготовки выставок и фестивалей становятся очень понятными. Для молодых профессионалов это очень важно, потому что когда они заканчивают свой вуз, они выходят в реализацию своих проектов, и уже будут знать, как это работает. Если у нас больше людей будет знать, как это устроено, значит, общее качество культурных процессов будет лучше.
В городе 236 музеев. Сколько мы из них знаем? Мы пользуемся, например, десятью, а нужно, чтобы люди приходили в музей и предлагали свои проекты, чтобы они научились взаимодействовать с культурными институциями, чтобы появились инициативные люди внутри этих учреждений.
- Как отбирали людей в программу "Великое посольство"?
- У нас был открытый конкурс. Мы отсматривали портфолио, приглашали на собеседование. Отобрали 36 человек из 16 вузов. Среди них Высшая школа экономики, Школа дизайна, Академия Штиглица, Академия художеств, Горный институт, Университет технологии и дизайна, ИТМО, Архитектурно-строительный университет. Есть студенты из Казанского архитектурного института, Вологды. Это все творческие специальности. Студенты из Высшей школы экономики и ИТМО очень хорошо обучены междисциплинарному подходу. Мне кажется это отличный показатель.
- Проект "Великое посольство" связан с юбилеем Петра Великого?
- Да, он специально делался в год празднования юбилея Петра Великого. Мы исходили из мысли, что главная функция Петра в том, что он первый российский инноватор. Он, в частности, придумал удивительную практику, которая сейчас называлась бы резиденцией. То есть он брал молодых будущих специалистов, вывозил их за границу, чтобы они учились там работать, перенимали опыт. Мы пошли этим же путем: собрали специалистов-менторов и попробовали восстановить школу наставничества. У нас есть лаборатории дизайна среды, параметрической архитектуры, медиадизайна, создания выставок.
- Чем занимаются в таких лабораториях?
- Мы исследовали территорию Петропавловской крепости. Это Музей истории Петербурга, очень большая институция, и поэтому довольно неповоротливая. Это огромные хранения, много бюрократии. Мы попробовали представить, как мог бы развиваться музей. А выставку мы делаем про город вообще: как мы его помним, каким мы его знаем, город как набор мемов, единиц памяти. Петербург же строился как идеальный город, созданный усилием воли ограниченного количества людей, а в начале и вовсе одного человека. Отдельный зал будет посвящен тому, как город мог меняться, что в городе уже поменялось за это время, какие проекты были воплощены, а какие нет. Мы, например, подняли архивы и обнаружили, что была идея построить дублер Невского проспекта или хотели сделать Экспо на Тучковом буяне, буквально не хватило пару лет - началась Первая мировая. Сюда же мы интегрируем результаты работы лаборатории, рассказываем, как могла бы измениться стратегия средового развития Петропавловской крепости, как можно было бы выстраивать другие способы коммуникации с публикой.
***
Фестиваль творческих и образовательных проектов "Друзья Петербурга" проходит под эгидой ПАО "Газпром". Впервые музеи, концертные и выставочные площадки, а также ведущие вузы Санкт-Петербурга объединились в масштабный городской фестиваль, в основе которого - идея повышения интереса широкой аудитории жителей и гостей города к сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга и развитию города. Фестиваль "Друзья Петербурга" - часть одноименного масштабного многофункционального социального проекта.