В Череповце 10 августа состоится торжественное открытие Архангельского моста через реку Шексну. Новая транспортная артерия станет самой длинной переправой Вологодчины. Вместе с Южным шоссе мост образует транспортное кольцо по Череповцу, а также соединяет удобным маршрутом федеральную трассу А-114, которая связывает Вологду с Санкт Петербургом. Как и когда начался этот проект, какие трудности в его реализации пришлось преодолеть, рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
- Олег Александрович, завтра открывается новый мост, проект, который вы лично продвигали и курировали с самого начала. Расскажите историю создания этого сооружения, какие перспективы появляются у города и всего региона с его запуском?
- Этот мост - уникальный! Он стал первым в России, на котором Н-образные стальные тросы соединяют пилоны с дорожным полотном параллельно друг другу, напоминая арфу. Это самый длинный мост в Вологодской области, его протяженность 1 километр 132 метра. А вместе с подходами со стороны реконструированной улицы Архангельской и вновь построенного Южного шоссе протяженность составляет 8 километров 877 метров. Конечно, я испытываю чувства огромной радости, гордости за нашу область, за наш город, удовлетворения и облегчения, что нам удалось реализовать этот проект. Архангельский мост открывает большие перспективы для развития Зашекснинского района Череповца, снимает транспортное напряжение в городе, дает импульс к освоению и развитию новых территорий, выводит жизнь череповчан на совершенно иной качественный уровень.
Подобных строек в городе не было более сорока лет, с момента запуска в эксплуатацию Октябрьского моста - еще одного символа Череповца, первого вантового моста, построенного на территории РСФРС. Теперь в городе их два. Новый мост строили ровно 1000 дней - почти три года, но на самом деле это проект длиной в 15 лет.
- А что стало отправной точкой реализации этого проекта?
- В 2007 году, когда я был избран мэром Череповца, создал рабочую группу по транспортной логистике, каждое заседание которой проводил лично. Череповец активно развивался. Поток транспорта и в городе, и в Зашекснинском районе увеличился в разы - городу нужен был не только новый мост, почти вся действующая транспортная инфраструктура требовала обновления. Именно поэтому сначала мы приступили к поэтапному ремонту и расширению существующих мостов и путепроводов, расширили основные городские перекрестки, установили новые светофоры и запустили "зелёную" волну по основным магистралям. Но параллельно мы начали подготовку к строительству нового моста. Я понимал, что этот процесс займет длительное время и без проекта мы вообще не сможем сдвинуться с места.
- Когда появился проект моста, который вошел в федеральную целевую программу?
- В 2008 году по итогам совещания у Игоря Левитина, возглавлявшего тогда министерство транспорта, вышел протокол, в котором впервые Вологодской области рекомендуется включить проект строительства моста в федеральную целевую программу при наличии проекта. Наличие проекта всегда является ключевым фактором. Нельзя прийти в министерство и сказать: а постройте нам мост, или школу, или больницу. Сразу спросят - где проект, где обоснование, где расчеты? И будут правы. Поэтому я за счет средств городского бюджета, несмотря ни на какие кризисы, заказал разработку проектно-сметной документации. Предпроектные проработки, изыскательские работы, разные технические варианты решения.
В декабре 2010 года окончательные технико-экономические выкладки представили специалисты ЗАО "Институт Гипростроймост "Санкт-Петербург". Интересно, что в скором будущем эта же компания выступила и проектировщиком Крымского моста через Керченский пролив. На заседании группы по транспортной логистике мы выбрали вариант: мост будет вантовым. Дальше началась работа над проектом. Положительное заключение госэкспертизы было получено в феврале 2013 года.
- К этому моменту вы уже были губернатором Вологодской области.
- Верно. И мне пришлось решать вопросы высочайшей долговой нагрузки на бюджет, заниматься обновлением социальной сферы муниципалитетов и массой других серьезных проблем. При остром дефиците бюджета надеяться на строительство моста стоимостью 16 млрд не приходилось... Но если бы я хоть в какой-то момент перестал верить в этот проект, можно было бы ставить точку. Я так не работаю, на полпути ничего не бросаю, поэтому продолжил заниматься мостом, обращаться в Минтранс, Росавтодор, к председателю правительства, к президенту.
- Все же трудно представить, чтобы на область с населением 1,2 млн человек, на город с населением 315 тыс. выделили 16 млрд на муниципальный мост.
- Понимаете, я стоял на развилке, как Илья Муромец перед знаменитым камнем. Направо пойдешь и откажешься от проекта - жители не поймут, налево пойдешь - концессия и платный мост - тоже не поймут… Надо было двигаться, пробиваться к руководству страны.
- В вашей книге "Как стать/быть губернатором и остаться в живых" вы рассказываете, что в этот проект не верил никто из представителей федеральной власти, но вы продолжали "стучаться во все двери". Когда вы поняли, что проект будет реализован?
- Это был 2014 год. Тогда президент России Владимир Владимирович Путин официально поддержал строительство моста в Череповце. А когда в 2017 году был заключен первый контракт и началось строительство I пускового комплекса - подхода к мосту со стороны улицы Архангельской, обратного пути уже не было. Спустя два года мы забили первую сваю будущего моста. Но до этого мы начали реконструкцию улицы Архангельской - подхода к мосту со стороны Заречья - за счет средств областного бюджета. На тот момент не было документально подтверждено федеральное финансирование, то есть оно не было выделено.
- Получается, вы сильно рисковали…
- Да, рисковал, шел ва-банк. Как правило, в кризисных ситуациях я принимаю достаточно смелые решения. У нас была единственная возможность - начать строить, стартовать, показать свои намерения. И мы этой единственной возможностью воспользовались. Как показало время, риск был оправдан.
Мы начали работы и продолжили обращаться в министерство. Нам постепенно стали выделять средства, сначала понемногу. Тем более была виза президента: рассмотреть, поддержать. Под конец года в федерации оставались неосвоенные средства, а тут мы - с грандиозной стройкой, и размеры траншей стали расти.
- Первоначальный срок сдачи моста был намечен на 2025 год, потом – 2024-ый, и, наконец, 2022 год. За счет чего удалось так существенно сдвинуть сроки возведения объекта?
- Ускорить строительство позволила поддержка федерального центра. Я практически "не вылезал" из профильных федеральных структур, и эта моя уверенность и настойчивость помогли приблизить сроки окончания строительства моста.
Безусловно, надо отдать должное колоссальному опыту строителей. Мост в Череповце возводила компания, которая строила Крымский мост, - АО "Мостострой-11", а подходы к нему - одна из ведущих дорожно-строительных компаний страны - АО "ВАД", которая построила трассу "Таврида" в Крыму.
Надо отметить, что серьезную поддержку реализации этого проекта оказали советник президента Игорь Левитин и министр транспорта Евгений Дитрих. Еще будучи министром транспорта, Игорь Евгеньевич Левитин одним из первых поддержал проект строительства моста в Череповце и на протяжении всех этапов уделял большое внимание ходу строительных работ. Практически все наши личные встречи в последние годы начинались с обсуждения текущего статуса возведения моста. А Евгений Иванович Дитрих внес неоценимый вклад, чтобы работы в Череповце стартовали вовремя. В 2019 году он принял личное участие в церемонии устройства первой сваи нового моста. Я очень признателен им за ту сложную работу, которая позволила претворить в жизнь самый крупный инфраструктурный проект Вологодской области.
- Олег Александрович, вы лично курировали эту стройку, внимательно следили за всеми этапами строительства, провели там десятки совещаний...
- Да, я часто туда приезжаю. Не мог допустить, чтобы что-то помешало реализации этого проекта. Этого не хватает, того не хватает, тут надо помочь - сразу все вопросы брали на оперативный контроль. Мостостроители даже шутили, что ими никто так не руководил, как Кувшинников. Говорят, в других регионах максимум заместитель приезжает, а на Вологодчине лично глава региона на всех совещаниях. Так что у нас в процессе строительства, несмотря на пандемию, не было проблем ни со снабжением, ни с финансированием, ни с решением каких-то межведомственных вопросов.
- Со строительством моста транзитом через Череповец по прямой соединяются две ключевые трассы Сергиев Посад - Череповец с автодорогой А-114 Вологда - Санкт-Петербург. Какие преимущества это дает региону?
- Новый мост позволит расширить транспортный логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь Вологодчины в целом и Череповецкой городской агломерации в частности с центральными регионами страны. Сегодня автомобильная дорога Череповец - Сергиев Посад, проходящая по территории Вологодской, Ярославской, Тверской и Московской областей, включена в опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации. На трассе начались масштабные ремонтные работы, и я надеюсь, что эта дорога в перспективе станет федеральной.
- За короткий промежуток времени удалось существенно изменить транспортную инфраструктуру в регионе? Какие дальнейшие планы в этом направлении?
- Да, нам удалось завершить обход Вологды, построить мост в Череповце, передать несколько ключевых региональных трасс в федеральную собственность. В настоящее время реализуется еще два важнейших инфраструктурных дорожных проекта – расширение трассы А-114 и создание транспортного кольца в Вологде.
Благодаря упорной работе моей команды, выстроенным эффективным взаимодействием с федеральными коллегами удается быстро реагировать на новые вызовы, ставить и достигать самые амбициозные задачи по развитию транспортной инфраструктуры. Столько дорожной техники, сколько сейчас можно встретить на вологодских дорогах, в регионе не было никогда. Мы активно проектируем, строим, досрочно сдаем объекты и уже планируем работы на годы вперед. Разумеется, федеральный центр это видит и активно помогает нам как дополнительным финансированием, так и принятием на свой баланс региональных дорог. Как и в случае с Архангельским мостом в Череповце, сегодня мы работаем на перспективу.
Вместе с качественным изменением инфраструктуры меняется и система работы с подрядчиками: контрактация теперь проводится за несколько месяцев до начала работ, что позволяет дорожным организациям качественно подготовить автопарк и своевременно приобрести необходимые материалы. Масштабный сезон дорожных работ в регионе сейчас начинается уже в апреле, а заканчивается в октябре, пока позволяют погодные условия.
Первостепенной задачей нацпроекта "БКД", где мы в числе лучших в стране, было и остается обеспечение высокого качества проводимых работ. Помимо традиционного лабораторного контроля, за строительством и ремонтом дорог в регионе следят общественники. А их контроль, поверьте, порой бывает гораздо жестче любых приборов. И, наконец, какие именно дороги ремонтировать в районах в первую очередь, у нас давно решают не чиновники, а сами жители на градсоветах. Механизм себя полностью оправдал и непременно будет реализовываться дальше.
- Вы однажды сказали, что строительство моста - это ваш главный проект в карьере губернатора. Мост построен. Какой ваш следующий главный проект, уже задумывались?
- Я всегда заглядываю далеко за горизонт и понимаю, что Архангельский мост был, есть и будет моим главным проектом, моей гордостью и гордостью моей команды. Это проект, который я сам придумал в своей голове, хотя он был в генплане. Но это был виртуальный план, который на бумаге кто-то начертил в далеком 1968 году. Я выносил этот мост от идеи до воплощения. Это мост длиной в 15 лет. Эта мечта реализована, и я понимаю, что необходимо двигаться дальше. Теперь необходимо реализовать мои договоренности с президентом, которые он поддержал. Это расширение до четырех полос трассы между Вологдой и Череповцом, строительство Малого транспортного кольца в нашей областной столице, а также пуск в работу обновленного аэропорта в Великом Устюге. Не менее важно для меня привести в порядок дорогу на Великий Устюг (А-123 "Чекшино - Тотьма - Котлас – Куратово") и дорогу, соединяющую Вытегру с Ленинградской и Архангельской областями (А-215 "Лодейное Поле - Вытегра - Прокшино - Плесецк - Брин-Наволок"). Не сомневаюсь, что когда они будут реализованы, мы также будем ими гордиться.