Музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из самых популярных среди туристов и горожан объектов в Петербурге, его посещаемость растет каждый год. При этом музей продолжает принимать верующих в своих стенах, вести активную научную, музейную и концертную деятельность. Директор музея "Исаакиевский собор" Юрий Мудров рассказал в интервью "Интерфаксу", как удается поддерживать памятник в хорошем состоянии, каким образом сотрудникам удается находить предметы, ранее принадлежавшие собору, и какова музейная концепция переданного учреждению дворца Юсуповой.
- Юрий Витальевич, год подходит к концу, время подводить итоги. Сколько человек посетило Исаакиевский собор и его филиалы в 2023 году? Какова динамика по сравнению с 2022 годом? Каких посетителей больше всего?
- На сегодняшний день, за 11 месяцев этого года, музей посетили 3 миллиона 454 тысячи человек. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Это очень большая, солидная цифра. Мы еще не делали подробный анализ, но в основном это отечественные посетители, иностранцев было не так много.
- В соборе постоянно идут реставрационные работы. Какие из них сейчас в приоритете? Как музею удается поддерживать и сохранять такой огромный памятник?
- Исаакиевский собор строился очень долго. Известный факт: еще не закончилось строительство, а уже началась реставрация – за 10 лет до окончания строительства. Поддержание памятника в хорошем состоянии - одна из главных задач музея. В Петербурге очень сложный, непредсказуемый климат: например, слишком много воды, которая попадает под облицовку, превращается в лед и "разрывает" покрытие. Поэтому в наших сложных климатических условиях памятники обречены на постоянную реставрацию. Внутренний облик собора мы также поддерживаем в очень хорошем состоянии.
В настоящее время снимаются леса внутри Исаакиевского собора. Отреставрирована монументальная живопись перед приделом Александра Невского, работы полностью закончатся в этом году - уже засияли росписи и иконы. В главном иконостасе собора отреставрированы и установлены на свое место две композиции 3-го яруса - "Патриарх Мельхиседек" и "Царь Соломон".
В 2023 году была также начата комплексная реставрация подкупольного барабана Исаакиевского собора, который не реставрировали с послевоенного времени.
В 2022 году специалисты приступили к масштабным работам - восстановлению живописи придела Александра Невского. Росписи в люнетах (живописные композиции в парусах и плафоне) расчищаются от грязи и наслоений сажи. Недавно была завершена установка современной системы вентиляции и воздушного отопления. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время перестанем сталкиваться с такими проблемами.
- Какие реставрационные работы предстоит сделать в ближайшие годы?
- В 2024 году мы планируем начать реставрацию фасада северо-западного каре Исаакиевского собора. Работы коснутся и фигур ангелов со светильниками, их у нас четыре. В следующем году продолжим работы на колоннаде, начатые в этом году, - уже приступили к оборудованию настила на колоннаде для удобства посетителей, оно частично сделано. Дело в том, что поток посетителей на колоннаду идет постоянно, поэтому мы не можем себе позволить, чтобы они испытывали дискомфорт.
- А какие работы запланированы в Спасе на Крови?
- Здесь в следующем году будут реставрироваться фасады колокольни. Это очень сложные работы, ведь в соборе очень много мозаики и смальты, их надо приводить в порядок. Спас на Крови — очень хрупкий памятник. На эту работу понадобится как минимум три года. Реставраторы все делают очень аккуратно, бережно. Зарабатываемые музеем средства тратятся, в том числе, на эти работы.
- Не так давно город передал "Исаакиевскому собору" Дворец Юсуповой на Литейном проспекте. Какие работы запланированы на этом объекте?
- В настоящее время в Юсуповском дворце проводятся работы по обследованию и оценке технического состояния здания. Потом будут подготовлены документы по сохранению дворца, исходя из концепции последующего использования.
- А концепция есть уже?
- Концепция готовится. Основные положения ее такие: это исторический объект, памятник культуры, в нем будет культурный, научный, концертный и музейный центр. Все, что сохранилось, все исторические интерьеры будут восстановлены. Но это огромный памятник — 7,6 тысяч квадратных метров. Его история очень интересна, в чем-то трагична. Из частного особняка он превращался и в общественное пространство, там был и театр, во время Первой мировой войны - госпиталь, который содержали Юсуповы. Там проведена первая в России выставочная экспозиция, посвященная Льву Николаевичу Толстому, еще при его жизни. Это была первая выставка музейного плана, и о ней сохранились сведения. Затем экспонаты ушли в другие музеи. Если заглядывать далеко вперед - в 2028 году будет 200 лет Льву Николаевичу, и мы планируем отметить это событие.
Прославлен Юсуповский дворец еще и тем, что в 1912 году там проходила грандиозная выставка, посвященная французскому искусству. Эта выставка была подготовлена выдающимися искусствоведами России и Франции. В ней участвовали и Лувр, и Люксембургский дворец, и многие другие. Там же была еще одна знаменитая выставка - художника Александра Борисова, певца вечных льдов и севера. Борисов был прославлен во всем мире, его работы есть сейчас в Третьяковской галерее, Музее Арктики и Антарктики, но самая большая коллекция хранится в Архангельске, откуда он родом.
- Вам уже удалось найти вещи, связанные с дворцом?
- У Юсуповского дворца очень интересная судьба. Мы находим вещи, связанные с Юсуповыми. Недавно был приобретен портрет Феликса Юсупова кисти Н.П. Богданова-Бельского. Находятся экспонаты, связанные с дореволюционной составляющей дворца и его советской судьбой. Здесь были дома революционной культуры. Мы нашли и программки, и фотографии, и открытки. Впоследствии будет осуществляться и экскурсионно-музейная деятельность, и образовательная. Сейчас сотрудники готовят первую книгу, посвященную Юсуповскому дворцу, она выйдет в начале следующего года. Мы уже провели одно мероприятие совместно с журналом "Мир музея" в обследованных залах.
- А когда планируется провести первую выставку?
- Если у нас все получится, хотим провести ее через год. Планируется дать ей название "Ищите и обрящете". На выставке будут представлены результаты поисковой деятельности музея за последние пять лет. За это время мы нашли и приобрели более 500 экспонатов.
- Расскажите, как происходит поиск? Какие находки и приобретения самые интересные и ценные?
- В поиске нам помогают музейные работники разных регионов. Началом активного поиска и приобретений стал перламутровый крест, найденный в Верхневолжье. Это крест, подаренный петербургскими купцами собору. Мы предполагаем, что после революционных событий из собора был увезен целый обоз с предметами. Сначала была версия, что это воровство, но сейчас мы ее не придерживаемся. Получается, что люди, которые тогда вывезли церковную утварь, спасли ее.
Уже нашлось более 20 предметов. Среди них дарохранительница, несколько серебряных подносов, серебряная кружка, подаренная собору Юсуповыми. Я уже не говорю о знаменитой плащанице, которую мы нашли в Рыбинске. Ее можно увидеть в Спасе на Крови, для него плащаница, богато украшенная жемчугом, бисером, и была сделана. Был обретен также крест от Духовной академии, дарохранительница от пивоваренного завода.
Бывают такие случаи: мы посещали одного антиквара, он нам показывает медали, связанные с освящением собора, и вдруг среди них медаль архимандрита Игнатия Малышева, соавтора Альфреда Парланда по первоначальному проекту Спаса на Крови, а предметов, связанных с его именем, почти нет нигде.
Мы стараемся собрать изображения Спаса на Крови и Исаакиевского собора. На днях как раз отправляется экспедиция в Верхневолжье - нам сообщили, что кое-что там нашлось. Это Тверская область, Рыбинск, Углич, другие города. Сейчас продолжается интересная выставка, посвященная Н.П. Шаховскому, который является автором эскизов для мозаик в Спасе на Крови. И вдруг появляется роскошный женский портрет на фоне пейзажа работы мастера. Нам удалось его приобрести.
- Какие прошедшие в этом году выставки вы бы отметили?
- Это выставки "Человек Церкви", посвященная митрополиту Никодиму (Ротову), "Город и горожане", рассказывающая о Петербурге. Была замечательная выставка, совместная с культурными институциями Карелии. На ней экспонировались образцы камня, из которого строился Исаакиевский собор. Посетители смогли увидеть замечательные природные материалы, которые использовались при отделке экстерьеров и интерьеров собора. Кроме этого, в Калининграде представили экспозицию об Александре Невском.
- А какие выставки ожидают петербуржцев в предстоящем году?
- Обязательно будет выставка к 225-летию Карла Брюллова "Я готов теперь расписать небо". Эта фраза Брюллова, которую он произнес, когда расписывал купол. Другая экспозиция объединит День города и день рождения Пушкина. В августе планируем провести выставку одного предмета — Сергиево-Посадский музей-заповедник дает нам покров, находившийся на раке Александра Невского во Владимире. Это уникальное событие посвящено 300-летию перенесения мощей святого князя в Санкт-Петербург. Будет интересная фотовыставка "Наследие святого Саввы", посвященная Савве Сербскому. Специалисты также готовят к показу изделия Императорского фарфорового завода из наших фондов.
В Калининграде пройдет выставка "Морские парады в Петербурге". Будем выезжать также в Брянскую область, Ростов-на-Дону, другие регионы.
- Планируются ли в январе мероприятия, посвященные 80-летию освобождения Ленинграда от блокады?
- У нас ежегодно в этот день проводятся памятные концерты и выставки, следующий год не станет исключением. Состоятся два концерта, они начнутся с поминовения и воспоминания о тех, кто в годы войны находился в блокадном музее. Это около 100 имен. Будут исполнены песни военных лет. Кроме того, пройдет выставка "Не хлебом единым", посвященная жизни блокадного города, материалы которой основаны на воспоминаниях одного из блокадников. Посетители увидят издания тех лет, посвященные архитектуре города, газеты с фронтовыми сводками, книги о защитниках и героях, пасхальные поздравления, произведения художников-графиков, живших во время блокады, религиозные издания 1941-1948 годов.
- Какие еще интересные выставки и концерты пройдут в соборе в следующем году?
- В марте 2024 года пройдет юбилейный концерт, посвященный 180-летию Римского-Корсакова. Композитор был связан с церковной музыкой, имел отношение к Исаакиевскому собору. Одно из мероприятий мы посвятим замечательному композитору Алексею Федоровичу Львову, создателю музыки официального гимна Российской Империи "Боже, Царя храни". При освящении Исаакиевского собора в мае 1858 года в присутствии императора Александра II композитор возглавил сводный хор из 1200 певчих из всех петербургских церквей. Львов был руководителем Капеллы и вообще был очень интересной личностью – он был и инженер, и генерал, и строитель.
- Как в настоящее время у музея выстраивается диалог с Русской православной церковью? Службы проводятся регулярно, но есть ли какие-то предложения и пожелания от служителей церкви?
- Прекрасно! У нас нет никаких отдельных пожеланий, полное взаимопонимание, полная благожелательность. Более того, мы проводим совместные мероприятия, сотрудничаем с Духовной академией. Службы чередуются во всех приделах, центральном и двух боковых: Александра Невского и Святой Екатерины. Нет служб только в среду, потому что у музея в этот день выходной. Мы стараемся использовать этот день для мелкого ремонта, уборки, санобработки. Но мы открываем двери, если на этот день выпадает большой церковный праздник. Не бывает такого, чтобы у верующих возникали какие-либо трудности с доступом в собор, ни во время богослужений, ни в часы экскурсионного обслуживания.